|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 215
Но, возможно, самым удивительным явлением этой утонченной культуры, этого умозрения,
настолько свободного, что оно пыталось развиваться вширь и вглубь ради себя самого, и в то
же время самым типичным его носителем был Иоанн Солсберийский (ок. 1110 — 1180).
Произведения этого англичанина, получившего образование во Франции и умершего
епископом Шартре, не уступают памятникам эпохи Возрождения ни своим стилем, ни
утонченностью духа, которым они вдохновлялись. После десятилетий непрерывных усилий
шартрский гуманизм расцвел наконец во всем своем великолепии в его «Поликратике»
(«Polycraticus») и «Металоги-коне»*. Даже беглое рассмотрение произведений этого
епископа и одновременно изысканного писателя XII столетия очень хорошо дает
почувствовать разнообразие средневековой жизни.
Иоанн Солсберийский не был склонен, в отличие от Гильома из Ковша, различать мудрость
и красноречие. Тот тип культуры, который он сознательно стремился возродить,
представляло собой красноречие (eloquentia) Цицерона и Квинтилиана, то есть полноценное
интеллектуальное и нравственное воспитание честного человека, способного к тому же
хорошо говорить. В области собственно философии он неоднократно ссылался на кружок
«академиков»; великим деятелем, стилю которого он хотел подражать и мыслью которого
восхищался, здесь также был не Платон, не Аристотель, а Цицерон. Не то чтобы Иоанн
проповедовал законченный скептицизм, но, подобно тому, как это делал сам Цицерон, он
начинает с того, что как бы откладывает в сторону некоторые ранее установленные истины, а
все остальное делает предметом бесплодной игры бесконечных споров. Сомневаться во всем
— абсурдно; животные проявляют какою-то разумность, человек же разумнее животного, и
поэтому ложно утверждение, будто мы не способны ничего познавать. На
самом деле мы можем почерпнуть знания из трех источников: чувств, разума и веры. Тот, кто
не питает хотя бы минимального доверия к своим чувствам, ниже животного; тот, кто
совершенно не верит своему разуму и во всем сомневается, приходит к тому, что знает только
о собственных сомнениях; тот, кто отказывается принять смутное, но надежное знание веры,
отказывается от основы и отправной точки всякой мудрости. Так что нет ничего смешнее
существа, не уверенного ни в чем и все-таки претендующего на звание философа. Но, сделав
эти оговорки, следует признать, что скромность «академиков» является в большинстве
случаев примером самой высокой мудрости, которому мы должны подражать. При
рассмотрении почти всех вопросов нужно довольствоваться вероятностями. Философы
пожелали измерить мир и подчинить небо своим законам, но они чересчур полагались на
силу своего разума; и они подошли к моменту, когда, возвысившись и возомнив себя
мудрыми, они начали говорить вздор. Подобно тому как у людей, возводивших из зависти к
Богу вавилонскую башню, возникло смешение языков, у философов, впавших в особого рода
богоборчество, каковым является философия, произошло смешение систем. И вот они
потонули в беспредельной множественности своих безумств и заблудших сект; они тем более
несчастны и достойны жалости, что глубина их падения им неведома.
Напротив, «академики» — благодаря своей скромности —избежали опасности заблуждения.
Они сознают свое неведение и умеют сомневаться в том, чего не знают; эта сдержанность в
утверждении чего-либо — как раз то качество, которое должно вызывать наше уважение и
желание предпочесть их всем другим философам. Нужно сомневаться в таких материях, в
которых ни чувства, ни разум, ни вера не дают нам безусловной уверенности; можно
составить длинный список неразрешимых вопросов, противоречивые суждения по которым
опираются на одинаково прочные основания.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|