|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 210
Преемником Гильберта в качестве канцлера школ стал Теодорик (Терри) Шартрский,
младший брат Бернарда; как и Бернард, он был одним из наиболее типичных
представителей своей среды и своего времени. Предметы, которые он преподавал, нам
хорошо известны благодаря его «Семикнижию» («Heptateuchon») — сборнику текстов и
пособий, на основе которого осуществлялось обучение семи свободным искусствам. Один
лишь перечень включенных в него произведений показывает, насколько широк был
умственный кругозор философов XII века и какой живой была их любознательность. Основу
преподавания грамматики составляли трактаты Донага и Присциана; при обучении
риторике обращались к Цицерону и Марциа-ну Капелле***; сочинения Боэция и почти
полный «Органон» Аристотеля были главными пособиями по диалектике; в курсах
арифметики, геометрии, астрономии и музыки фигурировали Боэций, Капелла, Исидор
Севильский, Колумелла****, Герберт Орильякский, Гигин*****, Птолемей. Преподавание
Теодо-рика охватывало, таким образом, не только «тривий», но и «квадривий». Старое
предание гласит, что одним из его учеников по арифметике был Абеляр. Это отнюдь не
исключено. В 1134 г. Теодорик покинул Шартр и отправился преподавать в Париж, откуда
вернулся через семь лет. Когда в 1142 г. Гильберт Порретанский был номинирован
епископом Пуатье, Теодорик стал его преемником в должности канцлера Шартре. Он был
еще жив в 1148 г.: в этот год он присутствовал на соборе в Реймсе. Точная дата его смерти
неизвестна, но это не позднее 1155 г.
Теодорик с не меньшим, чем его предшественники, упорством и мужеством отстаивал
шартрский идеал классической культу
Глава V. Философия в XII веке
204
ры. Не столь искусный диалектик, как Гильберт Порретанский, он, по-видимому, больше
интересовался проблемами космогонии. То, что нам известно из его трактата «О семи днях и
шести различных деяниях» («De septem diebus et sex operum distinctionibus»), позволяет
отнести его к классическим произведениям, каковых не было со времен св. Василия Великого
и св. Амвросия. Это — попытка согласовать Книгу Бытия с принципами физики и
метафизики. Есть несколько произведений, трактующих шесть дней творения и
озаглавленных «Шестоднев» («Hexaemeron») или «На Шестоднев». Тео-дорик на свой лад
проделал ту же работу, изложив библейский текст в соответствии с данными физики:
secundum physicam et ad litteram*.
В связи с первым стихом священной книги — «В начале сотворил Бог небо и землю» —
возникают два вопроса: о причинах Вселенной и о порядке дней творения. Причин —
четыре: действующая — Бог; формальная — Мудрость Божия, заключающая в себе форму
будущего творения; целевая — Божье благоволение (benignitas); материальная — четыре
элемента. Собственно творение относится к этим четырем элементам (земля, вода, воздух и
огонь). В Писании они обозначены словами «небо» и «земля», но речь идет именно о них. Бог
сотворил их из ничего чистой благостью и любовью, дабы произвести существа, которые
будут причастны его блаженству.
Что касается порядка дней творения, то в первый момент Бог создал материю—и каждый
элемент занял место, соответствующее его природе; четыре элемента расположились по
концентрическим сферам: земля, вода, воздух, огонь. Последний, особенно легкий,
естественно, стремится двигаться, но, поскольку он охватывает собой все, он не может
двигаться вперед и тут же возвращается на свое место. Его первое полное обращение и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|