|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 206
присущи субстанции как таковой, рассматриваемой независимо от ее отношений с другими
субстанциями. Таковы, очевидно, количество и качество: количество — это ее собственное
количество, а качество, свойства — ее собственные свойства. На первый взгляд, для
отношения верно обратное, но это только видимость — или, точнее, здесь нужно провести
различие. Взятое само по себе, отношение — это лишь способность к бытию одного из двух
терминов отношения;
Глава V. Философия в XII веке
200
но как таковое оно внутренне присуще субстанции как таковой, поскольку сущность всякой
субстанции — возможность вступать в ряд отношений, какими бы ни были другие их
термины. Привязав таким образом отношение к субстанции, Гильберт положил начало
спору, которому не суждено было прекратиться в средневековье: реально ли отношение или
оно лишь бытие разума? Мы не можем здесь уделить этой дискуссии такое же место, какое
она занимала в истории средневековой теологии, — в частности, потому, что она всегда
оставалась более или менее тесно связанной с теологической проблемой отношений между
тремя Божественными Лицами; но следует по крайней мере знать, что такая дискуссия
имела место и что трактат «О шести началах» — один из ее главных источников. Что касается
остальных из шести начал, от которых трактат и получил свое название, то очевидно, что
каждое из них есть лишь дополнительная детерминация субстанции. Самым
непосредственным образом субстанцию затрагивает категория положения, за ней — место и
время, затем — действие и страдание и, наконец, обладание, которое является по отношению
к субстанции наиболее внешним, так как субъект-обладатель — это обычно другое сущее,
нежели обладаемый объект.
Наиболее важные метафизические тезисы Гильберта изложены в его комментариях к
сочинениям Боэция, в частности в Комментарии к трактату «О Троице» — источнике
теологических затруднений. Он писал их, начиная с 1146 г., и в конце концов они привели его
к столкновениям со св. Бернардом. Чтобы уяснить позицию Гильберта, проведем сначала
различие между субстанцией и субсистенцией. «Субстант»—это существующий в данный
момент индивид, о котором говорится, что он есть субстанция, поскольку он несет
(поддерживает) с собой (sub stat) определенное количество акциденций. В качестве
субстанций индивиды являются причинами и началами акциденций, которые причастны к
их бытию. Субсистенция — это
просто свойство того, что для бытия тем, что оно есть, не нуждается в акциденциях. Так, роды
и виды являются субсистенция-ми, так как взятые сами по себе они не имеют акциденций, но
— именно потому, что они не являются реальными носителями ничего другого, — они не
суть субстанции. А поскольку и субстанции для своего существования не нуждаются в
акциденциях, то все субстанции являются субсистенциями; однако, с другой стороны,
поскольку некоторые из них и в самом деле не несут с собой никакой акциденции, не все
субсистенции являются субстанциями. Так, роды и виды «subsistunt tantum, non substant
vere"*. Как же они субсистируют и как из них могут возникать субстанции?
У истока чувственно воспринимаемых субстанций находится то, что греки называли идеями,
а латиняне называют формами. Эти идеи — не только «субсистенции», но и субстанции. Они
даже суть чистые субстанции (substantiae sincerae) — в том смысле, что они субсистируют вне
материи, никогда не смешиваясь с ней. Основных чистых субстанций четыре: огонь, воздух,
вода и земля. Здесь ни в коем случае не имеются в виду
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|