|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 201
не, живущие по всему миру и объединенные под духовным главенством папы. С этой точки
зрения оно ничем не отличается от Церкви, однако первая же детерминация вносит
определенные различия. В качестве членов Церкви христиане образуют религиозное
сообщество, сверхприродное по своей сущности; но поскольку они — люди, живущие в
определенных пространстве и времени, христиане образуют также временное, земное
сообщество и, следовательно, народ. Таков «populus christianus» пап, такова «respublica
christianorum», о которой говорил св. Августин. Это земное сообщество не смешивается ни с
одним из существующих политических образований и само не является политическим
образованием. Последнее состоит из людей, объединенных ради достижения земных целей
земными средствами. Христианский народ — это нечто совершенно иное, ибо, хотя он сам —
земная реальность и этим отличается от Civitas Dei, образующие его связи носят духовный
характер, а земными средствами он пользуется лишь с чисто духовными намерениями и
ради достижения чисто духовных целей, как это проявилось, например, в крестовых походах.
Таким образом, христианский мир — это совокупность всех христиан — личностей, умов,
воль и благ, взаимодействующих во времени ради достижения религиозных целей Церкви.
Понимаемый таким образом средневековый христианский мир нельзя смешивать с
Империей, поскольку он включал всех христиан, а христиане жили и вне Империи. По
разумению пап Империя находилась внутри христианского мира. Как самый
могущественный земной государь император был признанным защитником христианского
мира, но и другие христианские государи, в соответствии с их рангом, были обязаны его
защищать и расширять. Папы никогда не мыслили христианский мир объединенным
политически под властью всемирного императора, который был бы земным главой всего
мира, подоб-
195
4. Христианство и общество
но тому как папа — духовный глава. Во-первых, они сами были земными государями и вовсе
не собирались отрекаться в пользу некоего императора, каким бы христианским он ни был;
во-вторых, в средние века не было такого момента, когда бы границы христианского мира не
выходили далеко за границы Империи. Специфику христианского народа лучше всего
демонстрирует его несводимость к каким бы то ни было политическим рамкам; его
реальность как народа лучше всего проявилась в предпринимавшихся им совместных
действиях, которые не раз приводили к положительным результатам. Из этих действий
особо отметим учреждение средневековых школ и университетов, например Парижского и
Оксфордского, природу которых можно понять лишь с точки зрения христианского мира.
Именно в этих школах сформировалась и затем преподавалась «священная доктрина»
(«doctrina sacra»), или «христианская мудрость», единство которой, основанное на единстве
христианской веры, станет выражением и связующим звеном единого христианского мира.
ЛИТЕРАТУРА
IX и X века: прекрасное введение в комплекс проблемы — работа: Rupp Jean. L'idee de
chretiente dans la pensee pontificale des origines a Innocent III. P., 1939.
Эпоха Каролингов: Kettereri. A. Karl der Grosse und die Kirche. Miinchen, 1898; Ohr W. L. Der
Karolingische Gottesstaat in Theorie und Praxis. Wien, 1902; La Serviere J. de.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|