|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 200
а этот последний — в короле; но, как сразу же добавляет Дамиани, папа не утрачивает своей
привилегии: «salvo scilicet suo privilegio papae, quod nemo praeter eum usurpare permittitur»*.
Император правит телами, а папа царствует над душами. Император — словно любимый
сын в объятиях отца, но именно папа обладает отцовскими достоинством и властью. Как не
признать, что в этом мистическом союзе император неотделим от папы потому, что
римский понтифик — это лицо, возлагающее ответственность, а земной государь — лицо, ее
принимающее?
Это противопоставление не случайно у Дамиани: «Utraque praeterea dignitas, et regalis scilicet
et sacerdotalis, sicut principaliter in Christo sibimet invicem singulari sacramenti veritate
connectitur, sic in christiano populo mutuo quodam sibi foedere copulatur»**. To есть существуют
не народ и Церковь, а «христианский народ», научаемый, одухотворяемый Церковью,
который не может сохраниться как таковой отдельно от нее. Это отлично согласуется с тем,
что в другом месте Дамиани пишет о естественном разуме. Разум и земной порядок он
допускает только при условии, что они полностью поглощены верой и сверхъестественным.
Так же, как он не воспринимает философию (и даже грамматику) в качестве области знания,
которая своими методами исследует собственный предмет, он не воспринимает королевство
или империю в качестве сообщества, организованного для того, чтобы земными сред
Глава IV. Философия в XI веке
194
ствами добиваться естественных целей. Полностью находящаяся под воздействием благодати
или принимающая ее, природа более не имеет ни сферы, ни юрисдикции, которые могли
бы считаться ее собственными. Государство, в сущности, плохо совместимо и с
действенностью благодати, и с постоянством природы, и оно не в состоянии сохраняться без
ущерба для благодати и природы. Поэтому оно должно быть истинно «мистическим», то
есть покоиться на таинственном единении в любви папы и императора — тогда спонтанно
реализуется согласие их воль и деяний. Петр Дамиани никогда не задавался вопросом, каким
образом вера вступает в контакт с разумом, потому что для него разум не имеет права на
особый статус, отличный от веры; и он также не ставил вопроса о том, каким образом вера
может объединять христианский народ, потому что никогда не признавал права народа на
существование вне Церкви и на наличие у него интересов, которые не были бы
христианскими.
Невозможно правильно истолковать тексты такого рода, если не представить себе состояние
конкретной действительности, которое пытаются описать их авторы и которое по своей
сущности совпадает с «Christianitas» Григория VII. Эти авторы не ставят своей задачей дать
абстрактное определение нормальных отношений Церкви как таковой с земными
государствами как таковыми — они, скорее, стараются отразить — в конкретных случаях и в
зависимости от конкретных исторических обстоятельств — сложное отношение всех
христиан к Святому престолу и описать совершенно новый тип общества, которое
складывается под влиянием этого отношения. Нам не известны произведения, специально
посвященные доктринальному обоснованию понятия «христианский мир», но Григорий VII
и его преемники свободно им пользовались; поэтому из всего ими сказанного можно
вычленить главные элементы этого обоснования.
Прежде всего, христианский мир — это сообщество, которое образуют все христиа
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|