|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 196
Глава IV. Философия в XI веке 190
торые будет вписан этот синтез. Ансельм Панский (ум. в 1117) открывает серию «Книг
изречений», или «сентенций», то есть сборников текстов отцов Церкви, расположенных в
систематическом порядке, и дает образец, который позже воспроизведут и улучшат Петр
Абеляр, Роберт Меленский, Петр Ломбардский (Мастер сентенций*) и многие другие.
Отныне предметами философского размышления теологов будут существование и природа
Бога, творение и в особенности человек, рассматриваемый во всей полноте его нравственной
и интеллектуальной активности. Эти рамки уже были установлены Иоанном Скотом
Эриугеной, чье влияние на Ан-сельма Ланского несомненно, но сначала нужно было
очистить их от путаной философии, которой он их заполнил, ввести в эти рамки
теологические данные в чистом виде и тщательно отделить Откровение от его рациональной
интерпретации. Авторы «Сентенций», излагая истины веры, расставили вехи на дороге, по
которой пойдет разум, поэтому их творения, которые в сравнении с трудами Иоанна Скота
Эриугены с философской точки зрения могут показаться шагом назад, на самом деле
являются большим шагом вперед по направлению к строгой философии, которую удастся
создать в XIII столетии. «Сентенции» вскоре обогатятся «Комментариями к Сентенциям», а
когда будет скрупулезно собран достаточный материал, само их обилие потребует привести
их в порядок — и мы увидим, как создаются «Суммы теологии», эти величественные соборы
идей.
ЛИТЕРАТУРА
Ансельм Кентерберийский: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completus. Series latina, t. 158-
159; Fischer J. Die Erkenntnislehre Anselms von Canterbury. Minister, 1911; Filliatre Ch. La
philosophie de saint Anselme, ses principes, sa nature, son influence. P., 1920; Koyre A. L'idee de
Dieu dans la philosophie de saint Anselme. P., 1923; Barth K. Fides quaerens intellectum. Anselms
Beweis der Existenz Gottes im Zusammenhang seines theologischen Programms. Miinchen, 1931;
LevastiA. Sant'Anselmo, vita e pensiero. Ban, 1929; Stoltz A. Zur Theologie Anselms im Proslogion
// Catholica (Padeborn), 1933, S. 1-24; Wilmart A. Le premier ouvrage de saint Anselme contre
Roscelin // Recherches de theologie ancienne et medievale, 1931, v. 3, p. 20- 36; Gilson E. Sens et
nature de l'argument de saint Anselm // Archives de l'histoire doctrinale et litteraire du moyen age,
1934, p. 5-51.
4. ХРИСТИАНСТВО И ОБЩЕСТВО
ВИХ-Х веках не появилось значительных произведений, посвященных отношениям между
Церковью и государством, но именно тогда сложилось то положение вещей, над которым
станут размышлять будущие теоретики. Решающую роль здесь сыграло образование
империи Каролингов. Папа Адриан I (772-795) в письмах Карлу Великому постоянно
подчеркивал наличие фактического союза, объединяющего короля и папу. Адриан молится
за триумф Карла и уверяет его, что за успехи короля франков уже молился в свое время царь
Давид. Разве у них нет общего врага в лице лангобардов, «foetentissima gens, horrida gens,
horribilis gens»**, которые равно топчут земли Франкского королевства и Церкви? И разве
Карл не покровитель Христовой Церкви?» «Vestra salus nostra est securitas», — утверждает
Адриан и добавляет: «vestra exaltatio nostra est laetitia, quia nos post Deum in alio fiduciam non
habemus nisi in vestro fortissimo
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|