|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 193
в полном смысле слова: из этого неизбежно следует, что все остальное, что не есть Бог и тем
не менее существует, получает свое бытие от Бога. Как понимать это зависимое положение
Вселенной по отношению к Богу?
Заметим сначала, что существование само по себе и существование благодаря другому — два
разных способа существования; в том и другом случае бытием обладают по-разному. В Боге,
который один существует сам по себе, сущность и бытие совпадают; его природа подобна
сиянию света. Так же, как природа света не отделяется от сияния, которое он
распространяет, божественная сущность не отделяется от бытия, в котором она проявляется.
Совершенно иначе обстоит дело у существ, обязанных своим существованием чему-то
другому: их сущность не такова, чтобы она обязательно влекла за собой существование, и для
того, чтобы их природа существовала, нужно, чтобы бытие было передано ей Богом.
Остается узнать, каким образом Бог передает ей бытие. Здесь возможны только две гипотезы:
либо Бог является производящей причиной Вселенной, либо Он — материя, из которой
сотворена Вселенная. Если мы примем последнюю гипотезу, то тем самым допустим
пантеизм;
трудность проблемы состоит именно в том, что, если принять гипотезу о создании мира из
предсуществующей материи, то избежать пантеизма невозможно. В самом деле, Бог есть
всеобщее бытие; если мир создан из какой-то материи, то эта материя неизбежно должна
отождествляться с бытием Бога. Таким образом, необходимо, чтобы мир был создан из
ничего, и только учение о творении ex nihilo позволяет не смешивать в од-ном-единственном
бытии Вселенную и Бога. Добавим, кстати, что неясно, каким образом божественное бытие
могло бы предоставить материю для Вселенной. Бог — это Высшее блого, и Ему нужно бы
подвергнуться некой порче, чтобы из его субстанции могла возникнуть эта несовершенная и
ограниченная Вселенная. Таким образом, остается только первая из выдвинутых нами
гипотез: Вселенная получила бытие без всякой предсуществующей материи; мир не
существовал, и вот, только благодаря могуществу Бога, он существует. Это появление мира,
последовавшее, так сказать, за его небытием и происшедшее благодаря решению
божественной мудрости и воли, и имеют в виду, когда говорят, что Бог создал мир из ничего.
Однако абсолютное отрицание всякого существования до момента творения означало бы
преувеличение и делало бы непостижимым само появление мира. Когда Вселенная еще не
получила от Бога актуальное бытие, она существовала как модель, форма, образ или правило
в мысли ее Творца; в этом виде она не обладала никакой иной реальностью, кроме
реальности самой творческой сущности. Учение Ансельма о божественных идеях является
прямой противоположностью учению Эриугены о сотворенных идеях, и потому совершенно
верно утверждение, что, согласно св. Ансельму, творения предсуществуют в Боге; также
верно и то, что в Боге они есть и пребывают более истинно, чем в самих себе, но причина
этого заключается в том, что в Боге они суть не что иное, как сам Бог. Уже присутствуя в его
мысли, творения исходят оттуда
Глава IV. Философия в XI веке
188
в результате действия его слова, или его глагола: Бог изрек их — и они стали быть. Это
творящее слово, разумеется, не имеет ничего общего со словами, которые исходят из наших
уст, или со словами, которые мы, не произнося, мыслим в душе; если обратиться к
ущербному наглядному образу, то слово Бога, скорее, подобно внутреннему представлению
о вещах, когда мы их себе воображаем или когда наш разум размышляет
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|