|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 192
в средние века; даже при жизни св. Ансельма нашелся сильный и глубокий оппонент —
монах Гаунилон. Он возражал, что нельзя опираться на идею существования в мышлении,
чтобы вывести из этого существование вне мышления. В самом деле, существование в
качестве объекта мышления не означает истинного существования — это просто
воображаемое бытие. Можно представить большое число ирреальных и даже невозможных
объектов, которые, существуя в мышлении, определенно не обладают никаким
существованием вне его. Они суть лишь образы рассудка, который их представляет, и ни в
коем случае не реальности**. Почему должно быть по-другому с идеей Бога? Если мы
мыслим идею «островов блаженных», затерянных где-то в океане и полных недостижимых
сокровищ,
из этого не следует, что такие земли, представляемые как самые прекрасные, суще. ствуют на
самом деле***. На это св. Ансельм ответил, что переход от существования в мышлении к
существованию в реальности возможен и необходим только тогда, когда речь идет о самом
великом существе, которое мы только можем вообразить. Понятие «островов блаженных»
безусловно не содержит ничего такого, что вынуждало бы мышление приписать им реальное
существование; только об одном Боге невозможно мыслить, что Он не существует****.
Это доказательство существования Бога безусловно стало триумфом чистой диалектики,
оперирующей дефиницией. Оно не лишено положительного содержания, ибо в нем сильно
то, что держится на справедливом самом по себе сознании того, что есть нечто уникальное в
понятии бытия, взятом в абсолютном смысле. Даже если отвергать это доказательство как
таковое, необходимо, без сомнения, признать, что св. Ансельм явно разглядел, подчеркнув
это, непреодолимую силу, с которой понятие абсолютного существа, то есть такого, больше
которого невозможно себе ничего представить, в некотором роде связано с полаганием его
существования представляющим его мышлением. О наличии здесь реальной проблемы
свидетельствует тот факт, что аргументация св. Ансельма оставалась актуальной на
протяжении последующих столетий. Всегда обнаруживались философы, воспроизводившие
и переделывавшие ее по-своему, и последствия ее принятия или отбрасывания оказывались
столь значительными, что сам этот факт определял доктринальную группу, к которой
принадлежал тот или иной философ. Св. Бонавентура, Декарт, Лейбниц и Гегель принимали
аргументацию Ансельма; Фома Аквинский, Локк и Кант отвергали ее, причем каждый по-
своему. Общим для тех, кто ее принимал, является отождествление реального существования
с умопостигаемым бытием, мыслимым сознанием; общее у отвергающих этот принцип —
отказ ставить
187
3. Ансельм Кентерберийский
проблему существования вне наличной эмпирической данности*.
Как только посредством каких-либо из этих оснований существование Бога доказывалось,
можно было легко вывести Его основные атрибуты. Поскольку Бог — это то, что не может не
существовать, Он есть бытие по преимуществу, то есть полнота реальности. Поэтому Ему
дается наименование «сущность» («essentia»), и этот термин, означающий полноту
реальности, может применяться в собственном смысле только к одному Богу. Именно
поэтому мы смогли доказать, что Он есть, исходя из простого понятия, которое мы о Нем
имеем: сказать, что essentia не существует, означало бы считать, что не существует того, чья
природа есть бытие. И наоборот, все, что не Бог, не является бытием
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|