|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 188
содержат в неявном виде множество идей, которые будут развиты позднее; они во всех
отношениях выходят за рамки онтологического доказательства, к которому пытаются свести
их значение. С философской точки зрения важнейшие труды Ансельма — это «Монологион»
(«Monologium»), «Прослоги-он» («Proslogium»), «Об истине» («De veritate») и трактат, в
котором он отвечает на возражения монаха Гаунилона против онтологического
доказательства, изложенного в «Прослогионе». Ансельм оставил множество других
теологических сочинений, а также писем, весьма полезных для исследования его
философских идей, общее содержание которых здесь необходимо представить**.
Св. Ансельм с самого начала четко осознает и формулирует свою позицию по вопросу
соотношения разума и веры. «Монологион» был написан в ответ на просьбу нескольких
монахов Бекского аббатства, которые желали иметь образец для размышления о
существовании и сущности Бога, в процессе которого все было бы доказано разумом и ничто
не основывалось бы на авторитете Священного Писания: «quatenus auctoritate Scripturae
penitus nihil in ea persuaderetur»***. Ни в коем случае не разделяя странного мнения
некоторых историков, будто бы Ансельм, который жил в XI веке, принадлежал философии и
теологии XII века, следует заметить, что благодаря ему мысль XI столетия пришла к
естественному разрешению спора между диалектиками и антидиалектиками.
В распоряжении человека имеются два источника знания — разум и вера. Возражая
диалектику, св. Ансельм заявляет, что вначале следует прочно утвердиться в вере, и тем
самым отказывается подчинить Священное Писание диалектике. Вера для человека — это
исходное данное. Факт, который он должен понять, и реальность, которую он должен
истолковать, даны ему в Откровении;
183
3. Анселъм Кентерберийский
понимают не для того, чтобы веровать, но наоборот, веруют, чтобы понять: «neque enim
nuaero intelligere ut credam, sed credo ut intelligam»*. Одним словом, понимание предполагает
веру. Но в то же время св. Ансельм выступает против непримиримых противников
диалектики. Для того, кто уже прочно утвердился в вере, нет ничего предосудительного в
стремлении рационально осознать то, во что он верует. Возражать против законного
использования разума, о котором апостолы и отцы уже сказали все необходимое, — значит
забывать, что истина слишком глубока и огромна, чтобы смертные могли когда-либо ее
полностью исчерпать, что дни человека сочтены и потому отцы не могли сказать всего, что
сказали бы, если бы прожили дольше, и что Бог не перестает и никогда не перестанет
просвещать свою Церковь; но прежде всего это значит забывать, что между верой и
блаженным видением, к которому все мы стремимся, здесь, на земле, есть посредник —
осознанная, умная вера. Понять свою веру — это значит приблизиться к видению самого
Бога. Таким образом, последовательность поиска истины должна быть следующей: веровать
в тайну веры, прежде чем судить о ней разумом; затем пытаться понять, во что веруешь. Не
ставить на первое место веру, как это делают диалектики, — самонадеянно; не обращаться
затем к разуму, что запрещают их противники, — нерадиво. Необходимо избегать того и
другого изъяна: «sicut rectus ordo exigit ut profunda fidei prius credamus priusquam ea
praesumamus ratione discutere, ita negligentia mihi videtur, si postquam confirmati sumus in fide,
non studemus quod credimus intelligere»**.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|