|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 187
этого подхода в области диалектики, он вывел из него логические следствия в области
теологии, и, без сомнения, именно этим привлек внимание к своему учению.
Самым известным применением, которое нашел своему номинализму Росцелин в теологии,
является его тритеистическая интерпретация догмата Троицы. Он вовсе не имел намерения
утверждать, что есть три бога; но так же, как он не мог допустить, что человечество — это что-
то иное, нежели человеческие индивиды, он не мог допустить и того, что конститутивная
реальность Троицы — это не три различных Лица, которые ее образуют. И он настаивал на
том, что в Боге, как и в тварных видах, реальны только индивиды. Говорить, что Сын — это
Отец, а Отец — Сын, значит смешивать Лица, писал он Абеляру, «а именно так говорят те,
кто хочет обозначить этими тремя именами одну-единственную вещь; ибо каждое из этих
имен, взятое само по себе, обозначает одну-единственную универсальную вещь».
Следовательно, Троица состоит из трех различных субстанций, хотя все они обладают
единым могуществом и одной волей. Несмотря на эти языковые новшества, Росцелин не
намеревался отступать от догмата. «Нам подобает, — писал он Абеляру, — согласиться по
крайней мере в том, чтобы вместе молиться этому Богу, единому и троив
Глава IV. Философия в XI веке
182
ному, как бы мы Его ни понимали». Истинная новация Росцелина заключается в том, что,
следуя греческой традиции, он назвал словом «субстанция» то, что латиняне называли
«лицом». «Словом «лицо» мы обозначаем не что иное, как субстанцию, хотя из-за языковой
привычки мы утраиваем лицо, не утраивая субстанции». Св. Ансельм Кентерберийский
несколько усиливает эту формулу, когда обвиняет Росцелина в том, будто он учил, что если
бы речевая практика позволяла, то можно было бы утверждать о наличии трех богов.
Истина, по-видимому, состоит в том, что Росцелин имел неосторожность отказаться от
общепринятой терминологии и употребить такую, которая, будучи интерпретированной в
духе его номинализма, явно заключала в себе смысловые опасности*.
ЛИТЕРАТУРА
Росцелин: Picavet F. Roscelin philosophe et theologien d'apres la legende et d'apres l'histoire. P.,
1911 (содержит полезное собрание текстов).
3. АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИИСКИИ
В лице Ансельма Кентерберийского средневековье породило первого по-настоящему
крупного философа после Иоанна Скота Эриугены. Ансельм родился в 1033 г. в Аосте;
привлеченный славой своего соотечественника Ланфранка, он приехал в Бекс-кое аббатство в
Нормандии (Ле-Бек-Эллю-эн) и в 1063 г. стал его приором, а в 1078-м — аббатом. В 1093 г.
Ансельм был назначен архиепископом Кентерберийским и оставался им до самой смерти
(1109), несмотря на бесчисленные трудности, с которыми была связана эта должность, и
ожесточенную борьбу, которую он выдержал, защищая прерогативы духовной власти перед
светской. Период его наиболее плодотворной философской работы приходится на
счастливые годы преподавания в Бекском аббатстве. Ансельм обладал редкостным по силе и
тонкости диалектическим умом. Пропитанные духом творений св. Августина, его тру. ды
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|