|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 181
Гвидо д'Ареццо и средневековые теории музыки: Machabey A. Essai sur les formules usuelles
de la musique occidentale des origines a la fin du XVe siecle. P., 1928 (bibliographe, p.
271—277).
Троянские истоки французов: FaralE. La legende de l'origine troyenne des Francs // La legende
arthurienne, etudes et documents. P., 1929, v. 1, p. 262—293.
Часть 11.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Философия в XI веке
1. ДИАЛЕКТИКИ И ТЕОЛОГИ
Как бы ни был низок уровень ученых занятий и сколь бы ни были неопределенны судьбы
цивилизации после каролингского расцвета, практика «тривия» и «квадривия» не
прервалась, а в некоторых странах она стала просто традиционной. В Италии, например, в
нее отныне были вовлечены и миряне, готовящиеся занять государственные должности или
посвятить себя юриспруденции. В самой же Церкви появляются клирики, которых
наклонности их духа обращают к софистике и которые охвачены такой страстью к
диалектике и риторике, что теологию охотно отодвигают на второй план. Петр Дамиани
жаловался, что адресаты его нравоучительных писем гораздо меньше интересуются их
содержанием, нежели стилем, красноречием, тонкостью их диалектики, а также вопросом,
мог бы он доказать преподносимые им истины с помощью гипотетических или
категорических силлогизмов. Явная претензия некоторых подчинить догматы и само
Откровение требованиям силлогистической дедукции неизбежно должна была привести их
к самым радикальным выводам и одновременно вызвать самую бурную ответную реакцию со
стороны теологов.
Ансельм из Безаты, называемый Перипатетиком, и Беренгарий Турский являются
прекрасным примером того, что представляли собой эти непримиримые диалектики; на
этом примере можно лучше понять, почему философия еще долго оставалась
подозрительной даже для мыслящих людей. Ансельм Перипатетик был итальянцем;
закончив изучение философии в Перме, он предпринял длительную поездку по всей Европе,
устраивая диспуты и дискуссии в городах, через которые проезжал. Его «Риторимахия»
(«Rhetorimachia»)* дает неплохое представление о его методах и темах дискуссий. Не
рассчитывая на успех, Ансельм по крайней мере хотел привлечь к себе внимание и
добивался этого повсюду, кроме Майнца: здесь никто, выслушав его, не выразил ни
одобрения, ни протеста. Тогда Ансельм попытало
177 1. Диалектики и теологи
показать своей аудитории, что подобная сдержанность противоречива, так как не одобрять и
не порицать означает ничего не делать, а ничего не делать означает делать ничто, что
невозможно. Жители Майнца смилостивились и признали, что он убедил лх, и Ансельм
уехал счастливый в поисках новых удач. О его сочинении можно сказать только то, что оно
словно призвано оправдать суровые выражения теологов в адрес людей подобного
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|