|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 178
доброй жизни от склонности к хорошей речи: «сшп studio bene vivendi semper conjunxi
studium bene dicendi»**. Квинтилиан легко узнал бы в этом девизе будущего папы свое «vir
bonus dicendi peritus»***.
Пока эмиссары Герберта разъезжали на свои средства по Италии, Германии, Нидерландам и
Франции в поисках манускриптов, в частности комментария Евграфия к Теренцию,
очарованию Теренция, столь мало подходящего для чтения монахинь, поддалась сестра
Хрот-свита (Hrotsvita) из монастыря в Гандерсгей-ме. Сама она знала его достаточно хорошо,
сожалея при этом, что многие католики предпочитают суесловие языческой литературы
пользе Священного Писания. Впрочем, добавляла она, их извиняет красноречие, с которым
написаны эти произведения, — оно столь великолепно, что некоторые читают и
перечитывают Теренция в ущерб другим авторам, как священным, так даже и языческим.
Чтобы устранить эту опасность, сестра Хротсвита решила сама создать христианский театр и
в том же стиле, в котором Теренций описал плотскую любовь бесстыдных женщин,
возвеличить невинность дев-христианок****. В X веке никто не подозревал, что Теренций
писал стихами, и Хротсвита сочиняла свои комедии в прозе. А поскольку невозможно
показать триумф Божьей милости, не показав мерзость греха, ей потребовалось изображать
любовные сцены, что совершенно невозможно, если бы она прежде не вызывала их в своем
воображении. Сестра Хротсвита смирилась с этим, но ее мучили угрызения совести: «Очень
часто я краснею от стыда и смятения, потому что не могу писать
в этом стиле, не воображая отвратительных безумств преступных любовников и грязного
соблазна бесед, от которых мы должны были бы затыкать уши; но если бы я из стыда
избегала подобных положений, я бы не достигла своей цели, которая состоит в том, чтобы со
всею ясностью показать достоинство невинности». Этому устремлению мы обязаны шестью
комедиями: их наивность и нередко дурной вкус, как, например, в истории монаха Авраама
и его племянницы Марии или Паф-нутия и Таис, не мешают тому, чтобы считать их
настоящей драматургией*****. В конце концов, Хротсвита надежно защищена от критики.
Она не считала себя новым Теренцием, но, как сама говорила без обиняков, если ее манера
славить благодать никому не нравится, она нравится ей самой: «memetipsam tamen juvat quod
feci»******.
Любопытно, что начало христианскому театру было положено в монастыре бенедиктинцев
под влиянием Теренция, но еще более любопытна обстановка, которую нужно себе
представить, чтобы объяснить этот факт. Своей интеллектуальной культурой Хротсвита
обязана Гандерсгеймскому аббатству, об основании которого в 856 г. она рассказывает в
одной из своих латинских поэм. Из предисловия к этой поэме, в котором откровенно
говорится о трудностях писательства, мы узнаем, что Хротсвита изучала науку метрики у
двух преподавательниц — сестры Риккардис и аббатиссы Герберги, племянницы
германского императора. Эти три женщины не были единственными высокообразованными
немками X столетия. Известна история Гедвиги, дочери Генриха Баварского, которая начала
с изучения греческого языка, так как должна была выйти замуж за сына византийского
императора. Бракосочетание расстроилось, но Гед-вига принялась за латынь, вышла замуж
за немца и, овдовев, посвятила свои дни изучению Вергилия под руководством монаха из
Сен-Галленского аббатства. Однажды монах Эккехард******* привел к ней одного из своих
учеников, который приветствовал ее такими словами: «Esse velim Graecus, сшп sim
174 Глава III. Каролингский расцвет: Хвек
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|