|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 176
его через призму христианизированного платонизма Эриугены. Но как бы ни истолковывать
Боэция и как бы ни судить Ремигия, влияние на него Эриугены очевидно, что не помешало
самому широкому распространению его произведений в средние века. Платоновское учение
об идеях в определенной мере господствует в комментарии Ремигия к Марциану Капелле.
Отметим в этой связи, что вопреки суждениям многих вовсе не наивно представлять
умопостигаемые мир в виде сферы; автор просто интерпретирует слово «sphaera» как
символ умопостигаемого
мира: то есть идеи вечно пребывают в божественном сознании.
Ремигий Оксеррский умер в середине X века, в эпоху мощных социальных волнений и
интеллектуального упадка, во время которого результаты каролингского расцвета были во
многом сведены на нет и даже оказывались под угрозой полного исчезновения. Франция
разорена войнами, норманны захватывают страну; им удается поднять уровень рек, в
результате чего было опустошено множество плодородных земель. Кажется, вернулось то
трагическое время, когда вторжение франков угрожало гибелью галло-римской
цивилизации. Исторические свидетельства становятся редкими, и какую сторону жизни той
эпохи ни изучать, всегда наталкиваешься на то, что историки порой называют «дырой X
столетия». В самом деле, кажется, что деятельность школ повсюду затруднена, а
философская мысль пребывает в полусонном состоянии за стенами монастырей, особенно в
конгрегации бенедиктинцев после клюнийской реформы, начало которой совпадает с
началом X века. Ратхеру Веронскому (Rathere de Verone)*, Ноткеру Ла-беону, Одену
Клюнийскому** в определенной степени с переменным успехом удается сохранить традиции
предшествующего столетия; они оставили нам произведения на темы морали и диалектики,
не отличающиеся оригинальностью. Следует все же отметить монастырскую школу Флери-
сюр-Луар (ныне Сен-Бенуа-сюр-Луар) как место, где продолжала процветать теологическая,
философская и литературная культура. Во главе ее стоял клю-нийский монах Аббон (ум. в
1004); помимо патристики, в ней преподавали грамматику, диалектику и арифметику.
Имя Аббона заслуживает специального упоминания в силу того, что его учебный курс, как и
курс Герберта, отмечен прогрессом в преподавании логики. В X веке Аристотель был
известен лишь латинским переводом его «Категорий» и «Об истолковании»; таким образом,
на Западе не знали остальных его трудов по логике, в частности обеих «Аналитик». По
имеющимся у нас сведениям представля-
Глава III. Каролингский расцвет: Хвек
172
ется, что с этими последними в средние века впервые познакомились благодаря
посвященным им трактатам Боэция. Самая древняя рукопись, содержащая эти трактаты,
относится ко второй половине X столетия и ведет свое происхождение из Флери-сюр-Луар.
Представляется также, что автором трактата «Категорические силлогизмы» был Аббон. Но
как бы ни обстояло дело с атрибуцией последнего, с этого времени восстанавливается почти
полный корпус сочинений Аристотеля по логике в следующем виде: 1) трактаты, известные с
ЕХ века («старая логика»), то есть «Категории» и «Об истолковании»; 2) трактаты Боэция о
«Первой Аналитике» и «Второй Аналитике» («новая логика»); только в XII веке их заменят
оригиналы Аристотеля.
Наряду с Аббоном заметная фигура той эпохи — Герберт Орильякский (Герберт из Ориль-
яка, Gerbert d'Aurillac). Получив первоначальное образование в монастыре в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|