|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 171
лишь милости. Все люди, добрые и злые, вновь обретут естественные блага, которыми их
одарил Создатель. Одна милость прибавляется к другой, уже дарованной, не для того, чтобы
восстановить все виды природы, но для того, чтобы возвысить некоторые из них до
«сверхприродного» состояния. Таков будет результат действия благодатной милости,
которая проведет избранные души по трем этапам возвышения. Став чистым мышлением
(intellectus, nous), человек сначала достигнет полного знания обо всех умопостигаемых
существах, в которых проявляется Бог; затем он возвысится от знания к Мудрости, то есть к
созерцанию самой глубокой истины, которая только доступна созданию; третьей — и
последней — ступенью станет утрата чистого мышления в глубинах непостижимого Света,
где сокрыты причины всего того, что есть (V, 39). Речь, значит, идет не о том, что даже
избранные уви-
167
2. Иоанн Скот Эриугена
дят Бога лицом к лицу, но о том, что они
оГрузятся в свет. Не нужно думать, впрочем, что следствием возвращения человеческой
природы и всех иных природ к Богу, или, как это называет Скот Эриугена, их обожения,
станет их исчезновение. Совсем наоборот — вся природа обретет полноту реальности,
которая есть ее умопостигаемая реальность в Боге. Воздух не перестает быть воздухом из-за
того, что его пронизывает солнечный свет; раскаленное докрасна железо остается железом,
хотя оно и кажется превратившимся в огонь; так же и тело, став духовным, останется телом,
и человеческая душа останется тем, что она есть, преображаясь в сиянии Бога. Здесь ни в
коем случае не имеется в виду превращение или смешение субстанций, но подразумевается
«соединение — без смешения либо составления» («adunatio sine confasione, vel mixtura, vel
compositione») — всех свойств, которые сохранены и продолжают существовать
неизменными.
Вся эта эсхатология довольно хорошо подходит для избранных, но что делать с
осужденными? Во Вселенной, материя которой разложена на умопостигаемые элементы,
материальный ад не мог бы найти места. Как и Ориген, Эриугена считает идею
материальной геенны — места мучений для тел — остатком языческих суеверий, от которых
истинный христианин должен избавиться. Все эти истории о долине Иосафата, о червях
пожирающих и озерах огня и серы представляются ему смешными (во всяком случае в
трактате «О разделении природы», поскольку в XIX главе трактата «О предопределении»
Эриугена, как кажется, высказывается иначе), и он энергично защищается от тех, кто
нападает на него касательно этого пункта. К тому же возможно ли эти муки, телесные или
иные, полагать вечными? Ответить «да» — значит допустить окончательную победу греха,
зла и дьявола в естестве, которое Иисус Христос искупил Своей жертвой. Как примириться с
этим поражением Бога, понесенным от дьявола? Напротив, следует утвердить конечную
победу Добра над Злом, и тогда обе проблемы будут решены одновременно. Если
материальная Вселенная искуплена из своего падения и возвращена в умопостигаемое
состояние, то в ней не остается места для ада, не остается огня, чтобы в нем гореть, не
остается тел, чтобы испытывать страдания, и не остается даже времени, чтобы физические
страдания могли длиться (V, 30). Это не значит, что учение о вечной награде и вечном
наказании бессмысленно. Эриугена лишь настаивает на том, что однажды из природы
должен исчезнуть всякий след Зла и что после поглощения материи умопостигаемым такое
состояние будет достигнуто. Когда это произойдет, сверхприродное различие между
избранными и отверженными полностью
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|