|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 169
непосредственный результат акта творения. Эриугене не без большего труда удается
согласовать эту метафизику с текстом Книги Бытия. Он демонстрирует чудеса
изобретательности, решая эту задачу в
165
2. Иоанн Скот Эриугена
ту книге трактата «О разделении природы», представляющей собой толкование «Шес-
одНева» и изобилующей любопытнейшими деталями. Так, сотворенный Богом человек
сводится у него к простому божественному понятию: «homo est notio quaedam intellectualis in
mente divina aeternaliter facta»*; на пятый день «произведет вода пресмыкающихся, душу
живую» (Быт. 1:20), что означает порождение универсальной жизни (generalissima vita), или
Мировой души, которая разделяется на душу разумную и душу неразумную; первая
подразделяется в свою очередь на ангелов и людей, вторая — на животных и растения.
Поэтому никогда не погибают даже неразумные души: вероятно, получив свои тела, они
возвращаются каждая в свой вид, в котором и спасается. Этот мир деления всегда находится
в готовности к анализу — он стремится к одному: восстановить свое единство.
В некотором смысле Вселенная такая, какая она есть, какой предстает с момента
человеческого греха, не является результатом последнего. Человек не пожелал сохранить
свое умопостигаемое состояние, и Бог милосердно развернул вокруг нас феерию мира тел,
чтобы мы даже в чувственном нашли способ вернуться к Нему. Урок Оригена не пропал
даром. Являющийся следствием разделения, выродившегося в отделение от Бога, мир
организован таким образом, чтобы облегчить нам возвращение. Это возвращение становится
возможным потому, что мир, являясь ступенью в иерархии, сам есть иерархия, и то, что
верно в отношении человека, прежде всего верно в отношении души. Эта иерархия есть
иерархия троичности. Душа едина и не имеет частей, ибо вся она-ум, вся она-разум,
чувствование, память, жизнь; но в то же время она способна на выполнение трех основных
операций или, лучше сказать, трех разных действий (motus), которые вносят в нее
разнообразие, не разделяя ее. Высшее действие Души — это действие, которое она
совершает в качестве чистого мышления (animus,
mens, inlellectus purus, nous). Это действие мистического порядка, для которого требуется
помощь благодати. В нем душа всецело обращается к Богу, помимо ощущений, образов и
дискурсивных операций рассудка. Второе действие души — это действие, которое она
совершает в качестве разума (ratio, virtus, logos, dynamis). В нем она не возвышается над
собой, а, напротив, обращается к самой себе, чтобы сформировать и связать вместе
умопостигаемые понятия о вещах. Можно сказать, что, как невидимый Сам по Себе Бог
открывается в теофаниях, так чистая мысль души, оставаясь непознаваемой сама по себе,
открывается самой душе в операциях разума. Остается третье действие души, имеющее
сложную природу. Оно предполагает прежде всего чисто телесное впечатление,
производимое материальным объектом на один из наших органов чувств, от которого душа
получает это впечатление и формирует в себе образ, называемый ощущением. Здесь мы
узнаём учение об ощущении как акте души, заимствованное Августином у Плотина. Важно
подчеркнуть, что душа остается единой и полностью присутствующей в каждом из действий.
Все более и более «разделяется» чистое мышление — по мере того как спускается от
божественного единства к родам и видам, которые познаются разумом, а затем — к
индивидам, которые воспринимаются через ощущения; и наоборот, то же мышление
исходит из множества чувственно воспринимаемых индивидов, чтобы
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|