|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 168
То, что прежде всего обнаруживается в теле, — это субстанция, но его субстанци 164 Глава III.
Каролингский расцвет: X век
- не что иное, как его умопостигаемая причина, которая вечно пребывает в Боге.
Рассматриваемая в самом Боге, она именуется сущностью; рассматриваемая как
реализованная в теле, она получает название формы и порождает природу. Как и все, что в
Боге, сущность всякой вещи непознаваема для нас по определению; это верно как по
отношению к нашей собственной сущности, так и по отношению к сущности любого другого
тела. Природа тел, напротив, доступна нам, ибо она есть сущность, воплощенная в материи
и подпадающая под категории, в частности категории количества, места и времени. К этим
трем категориям следует добавить качество, которое содержит все акциденции всякой
частной природы. Каждый из этих составных элементов, взятый в отдельности,
умопостигаем. Умопостигаемы форма, природа, количество; умопостигаемо качество
вообще, и даже каждое частное качество, если его рассматривать само по себе: цвет, звук,
теплота суть реальности, доступны чистой мысли, когда каждая из них берется отдельно. Но
смешение этих акциденций не является умопостигаемым, оно — сама материя: «nihil aliud
esse materien visibilem, formae adjunctam, nisi accidentium quorumdam concursum»* (I, 34).
Иными словами, тела создаются из бестелесного: «ех rebus incorporalibus corpora nascuntur»;
они рождаются, как энергично заявляет Эриугена, «ex intelligibilium coitu»** (III, 14). Таким
образом, ничто не противоречит утверждению, что чувственно воспринимаемая Вселенная
сотворена Богом в человеке, то есть, следует понимать, не в Адаме, который появляется в
конце шести дней творения, а в умопостигаемом Человеке, наполненном умопостигаемыми
сущностями, который вечно пребывает в Боге. Вселенная находится в нем в состоянии
умопостигаемого единства и различия; что же касается мира тел, в котором мы живем, то
можно увидеть, как начал он существовать: «ex ipsis causis et substantus (т. е. идей), mundus
iste, coagulatis videlicet illaram qualitatibus, processerat»***.
Материя создана из свернутых умопостигаемых свойств.
Подобная концепция материи объясняет, почему творение мира смешивается с творением
всех умопостигаемых сущностей, то есть, точнее, с творением их идей в Боге; но в то же время
становится ясным, почему порождение идей должно быть в действительности порождением
причины следствием, ибо это есть само творение мира. Мы составляем (рассуждая в
терминах теофании) часть Бога: pars Dei sumus. Сама субстанция всякого создания есть его
умопостигаемая сущность: «uniuscujusque creaturae vera est substantia sua, in primordialibus
causis praecognita praeconditaque ratio, qua Deus defmivit: sic et non aliter erit»**** (II, 25). Таким
образом, весь мир-это необъятное множество предопределенных сущностей, для которых
творящая мысль раз и навсегда устанавливает онтологический статус. Право именоваться
сущностями (устойчивыми реальностями) дает им их неизменность. Essentia, то есть ousia, во
всякой видимой и невидимой твари предустанавливает то, что не может ни возрастать, ни
уменьшаться, ни изменяться. Наименование «природа» (natura, physis) дается этой самой
сущности в той мере, в какой она порождена в определенном месте и времени в материи,
обладающей акциденциями, возможностью рота, уменьшения и порчи (V, 3). Сущность —
это чистое умопостигаемое (solo semper intellectu cernitur*****), содержащее в себе два других
умопостигаемых свойства — количество и качество, соединение которых производит
видимые «сколько» («quantum») и «какой» («quale»), то есть материю как объект наших
чувств. Устойчивой и субстанциальной основой существ является умопостигаемая невидимая
сущность, из которой происходит все остальное и которая представляет собой
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|