|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 166
субстанции, а между ними, причастный той и другой и связующий их, человек — Вселенная
в миниатюре. В ряду существ, от высшего до низшего, присутствует Бог — как
принимающий в них участие. Напомним, что Он не делится на части: «est participatio, non
cujusdam partis assumptio, sed divinarum dationum, et donationum a summo usque deorsum per
superiores ordines inferioribus distributio»****(III, 3). Сотворенные из ничего, то есть из ничего
их собственного существования, вещи сотворены также из того Ничто, которое есть
сверхбытие, то есть Бог. Сказать, что Бог есть сама реальность вещей — est enim omnium
essentia*****, — значит утверждать, что всякая вещь — это лишь божественный дар самого
бытия, благодаря которому она существует. Именно в этом смысле Эриугена понимает
знаменитую формулу Дионисия: бытие всех вещей есть Божественное сверхбытие (esse
omnium est superesse divinitas), где разрыв между тварным esse и божественным superesse
неотделим от связи, которая их объединяет. В том же смысле будем понимать самые
рискованные формулировки Эриугены и мы — не для того, чтобы их смягчить, но ради
смысла, который он в них вкладывает: «non duo a seipsis distantia debemus intelligere Deum et
, в уче-
creaturam, sed unum et idipsum»'1
нии, где отношения бытия являются лишь отношениями значений, под этим понимается
следующее: «nam et creatura in Deo est subsistens, et Deus in creatura mirabili et ineffabili modo
creatur, seipsum manifestans, invisibilis visibilem se faciens, et incom-prehensibilis
comprehensibilem»*******. По сути, Эриугена интересует всех и не удовлетворяет никого: он
говорит как пантеист, но те, кто хотел бы, чтобы он был пантеистом, видят, что он им не
является. «Но почему тогда, — думают те, кто пантеистом его не считает, — он говорит так,
как если бы был пантеистом?» Повторим еще раз: он говорит о другом — об отношении
мышления к его формулам или принципов к их экспликации.
В этом смысле озарение подчиняется иерархическому порядку и дает все меньше света и
бытия в процессе нисхождения от ангелов к человеку, от человека — к физическим телам.
Природа этой иерархии остается плохо понятой, поскольку ранг существа рассматривается
как приложение к его субстанции. Порядок вещей не есть их расположение в какой-то
последовательности, как бы осуществленное Богом после их сотворения; их ранг — это само
их бытие. Таким образом, иерархия — это некоторая священная реальность, на что и
указывает значение этого слова; она есть упорядоченное участие всех вещей в Боге.
Ангелы — это настолько совершенные мыслящие существа, насколько могут ими быть
существа тварные. Нематериальные в том смысле, что они не заключены в материю, как
наши души, они тем не менее обладают духовными телами, простыми, не имеющими
формы и ощутимых очертаний. В отличие от людей у них есть непосредственное и в какой-
то мере эмпирическое знание о божественной реальности. Это не означает, что ангелы видят
Бога лицом к лицу. Бога не видел никто никогда, никто никогда Его не увидит, и то, что сами
ангелы не способны Его видеть, убеждает нас в том, что Его не могут увидеть и люди. Ангелы
не видят
163
2. Иоанн Скот Эриугена
только Бога, но и Божьих идей; их виде
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|