|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 165
заключена их множественность. Экспликация идей в множественности индивидов
осуществляется согласно иерархическому порядку — от общего к частному. Идеи
порождают роды, затем подчиненные Роды, виды и индивидуальные субстанции, то
порождение множественного единым есть дело Третьего Лица Святой Троицы — Святого
Духа. Он оплодотворяет и распределяет щедроты Бога. Поэтому всякое создание, на свой лад
воспроизводящее образ Божий, определяется образующей триадой: сущностью, которая
соответствует Отцу; активной добродетелью, которая соответствует Сыну; действием,
которое соответствует Святому Духу.
Понятие творения, понимаемого как тео-фания, вводит в эриугеновскую Вселенную еще
одну тему — озарение. Впрочем, она содержится в самом Писании. В тексте, имеющем
принципиальное значение для средневековой мысли, св. Иаков называет Бога «Отцом
светов»: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов»
(Иак. 1:17). Св. Павел добавляет: «Все, делающееся явным, свет есть» (Ефес. 5:13). Отсюда —
двойное озарение: благодати (donum) и природы (datum). При таком понимании все
сотворенные существа суть светы—omnia quae sunt, lumina sunt***, — и всякая вещь, даже
самая ничтожная, является в сущности светильником, пусть очень и очень слабым, из
которого изливается божественный свет. Состоящее из множества светильников, которыми
являются вещи (Комментарий к трактату Дионисия «О небесной иерархии», 1,1), творение
есть в конечном счете лишь озарение, дающее возможность узреть Бога.
Такая концепция творческого акта вносит существенные коррективы в трактовку субстанции
тварных вещей. Вселенная — проявление Бога — прекратила бы свое существование, если бы
Бог перестал озарять ее светом. Субстанция существ в их качестве произведения есть
озарение. Следовательно, всякая вещь сущностно есть знак, символ, посредством которого
Бог заставляет нас узнать Себя: «nihil enim visibilium rerum cor-poraliumque est, ut arbitror,
quod non incorporate quid et intelligibile significet»**** («O разделении природы», V, 3). Вот
манифест средневекового символизма — в теологии, в философии, даже в искусстве
украшения соборов. Сущность этой Вселенной кроется в Писании: оно изъясняет ее, а она
изъясняет
6 —
Часть 10.
Глава III. Каролингский расцвет: Хвек
162
Писание. И Писание, и Вселенная — Откровение. Читайте Библию — там Бог откроется
вашему уму; смотрите на творение — это Слово, в котором и через которое существуют все
вещи, созерцаемые вами; «in omnibus enim quae sunt, quidquid est, Ipse est»*. Мы не исказим
мысли Эриугены, если скажем, что для него, как для Беркли**, природа — это язык, на
котором с нами говорит ее Автор. Приведя это сравнение, отдадим должное памяти
Ипполита Тэна***: Джордж Беркли и Иоанн Скот Эриугена — оба ирландцы.
Множество теофаний, образующих Вселенную, разделяется на три мира: абсолютно
нематериальные субстанции, каковыми являются ангелы, телесные и видимые
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|