|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 164
совершенно ином направлении, нежели мы могли бы предположить. С нашей точки зрения,
Творец есть причина бытия творения и именно то, что оно получает бытие от своего Творца,
как раз и определяет творение как таковое. Там, где мы весь порядок бытия сводим к
отношению причины и следствия, Эриугена скорее размышляет о том, что представляют
собой в системе наших знаний отношения знака и обозначаемого предмета. Бог Эриугены —
это как бы начало, которое, зная о собственной непостижимости, одним актом разворачивает
тотальность своих следствий, чтобы открыться в них. Такой Бог действует вне самого Себя
только для того, чтобы «проявиться». Этот акт божественного самопроявления, занимающий
весьма важное место в учении Эриугены, он, следуя Григорию Назианзину и Максиму
Исповеднику, называет «теофанией». Теофании определяются как проявления Бога,
воспринимаемые разумными существами — comprehensibiles intellectuali naturae quasdam
divinas apparitiones. На каком бы уровне его ни рассматривать, порождение существ Богом
представляет собой не что иное, как тео-фанию. Для Бога творить—значит открываться.
Отсюда следует, что, поскольку творение — это Откровение, то и Откровение есть творение.
Поэтому Эриугена доходит даже до утверждения, что Бог, творя существа, творит самого
Себя: «nam cum dicitur seipsam (sc. divinam naturam) creare, nil aliud recte intelligitur, nisi
naturas rerum condere. Ipsius namque creatio, hoc est in aliquo manifestatio, omnium
existentiumprofecto est substitutio»***. Рассматриваемые в этом аспекте, божественные идеи
являются результатом первого акта самотворения Бога. В них божественная природа
проявляется одновременно и как творящая, и как сотворенная. В этих изначальных причинах
она сотворена самой собою; она творит в них самое себя, то есть начинает являться в своих
теофаниях, как бы стремясь вырваться из самой сокровенной тайны природы. Предвосхищая
некоторые темы спекулятивной мистики XIV века, Эриугена мыслит божественную природу
не познаваемой не только для нас, но и для самой
161
2. Иоанн Скот Эриугена
себя вне Откровения, которое есть творение. Как он говорит в трактате «О разделении
природы» (III, 23), Бог сам может познать Себя лишь как бытие, природу, сущность, то есть
как конечное; но Он бесконечен, Он выше бытия, природы и сущности; и чтобы познать
Себя, Ему нужно начать быть, а Он может сделать это, только становясь чем-то иным, чем Он
сам. Поэтому божественная природа творится в идеях: «seipsam creat, hoc est, in suis
theophaniis incipit apparere, ex occultissimis naturae suae finibus volens emergere, in quibus est
sibi ipsi incognita, hoc est, in nullo se cognoscit, quia infmita est, et supernaturalis, et
superessentialis...., descendens vero in principiis reram, ac veluti seipsam creans, in aliquo inchoat
esse"*. Здесь открывается глубинный смысл разделения природы. Мы говорили, что
разделение и анализ дополняют друг друга. И действительно, идеи могут возникнуть только
в силу разделения первоначала, но это потому, что Бог начинает существовать в них, как
только начинают существовать они сами. Они уже более не Он (разделение), потому что Бог
как таковой невыразим, но тем не менее идеи — это Он сам (анализ), потому что они суть
лишь Его выражение.
Начиная с этого момента беспрерывно идет умножение сущностей вплоть до индивидов.
Собственно творение — это дело Бога, оно состоит в создании идей в Слове. Строго говоря,
творение этим и завершается: «Cognitio eoram quae sunt, ea quae sunt, est»**. Оно окончено и
завершено в вечности, хотя и не вполне в той самой вечности, в которой пребывает Бог, ибо
все существа уже произведены в единстве идей, где скрытым образом
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|