|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 163
продолжать устанавливать среди них какой-то порядок, то третьей идеей будет Жизнь сама
по себе; Разум займет четвертое место; Понимание само по себе — пятое, Мудрость сама по
себе — шестое, затем последуют Добродетель, Блаженство, Истина и Вечность, а еще дальше
— бесчисленное количество других, таких, как Любовь, Мир и т. д., причем наша мысль не
сможет ни исчерпать их числа, ни нарушить их совершенного единства.
Это учение об идеях таит в себе одну серьезную трудность. Если архетипы вещей тварны, то
они обязательно конечны, но если они конечны, то как можно их отождествлять со Словом?
Это затруднение настолько очевидно, что его пытались устранить отрицанием того факта,
что Эриугена считал идеи тварными, — для доказательства этого аргументов достаточно.
Сначала Эриугена утверждает, что идеи — это само Слово; а поскольку оно не сотворено, то
не сотворены и идеи. Далее он сравнивает порождение идей в Слове с рождением Слова
Отцом; так что ни в том ни в другом случае не возникает вопроса о творении; или, если дело
доходит до утверждения, что само Слово сотворено («О разделении природы», III, 21), то его
заведомая парадоксальность явствует из того, что даже применительно к идеям речь не
может идти о подлинном творении. Наконец, в одном примечательном фрагменте того же
трактата (V, 16) сам Эриугена подчеркивает, что он не включает идеи в число творений: «В
самом деле, слово «тварь» обозначает порожденные существа, которые возникают
соответственно своим видам, видимым и невидимым, следуя, так сказать, за движением
времени. Что же касается того, что было утверждено прежде всякого времени и всякого
пространства, как бы вне времени и места, то это не именуется тварью, хотя в качестве
синекдохи творением называют универсальность сущностей, утвержденных Богом после
Себя».
Отсюда — акт творения; но Эриугена попросту отказывается назвать собственно тво-160 Глава
III. Каролингский расцвет: X век
рением то, что называлось бы так в любой другой системе. Поэтому, какими бы сильными ни
казались опровергающие его аргументы, ни один из них не имеет решающего значения. Во-
первых, верно, что, поскольку идеи пребывают в Слове, они ему тождественны, но для того,
чтобы они пребывали в Слове, нужно, чтобы их породил Отец, и в этом качестве они
являются частью «universalitas, quae post Deum est, ab ipso condita»*, о чем мы уже говорили.
Во-вторых, также верно, что Иоанн Скот Эриугена сравнивает порождение идей в Слове с
рождением Слова Отцом, но при этом он указывает на два фундаментальных различия: он
помещает идеи post Deum**, чего не делает в отношении Слова; он подчеркивает реальность
предшествования Слова идеям. В трактате «О разделении природы» (II, 21) Эриугена
заявляет: «Мы безусловно верим, что Сын абсолютно так же вечен, как и Отец; что касается
вещей, которые Отец сотворил в Сыне, то мы говорим, что они совечны Сыну, но не вполне
совечны (поп autem omnino coaeterna)». Слово — Бог, как и Отец; идеи лишь причастны Богу.
Есть еще текст, где Скот Эриугена отказывается именовать идеи сотворенными, но лишь
вследствие его собственного определения твари («то, что имеет начало во времени»), а не
потому, что он не отводит им определенного места в порядке бытия. Эриугена предельно
энергично настаивает на этом положении: вечные Идеи включены в порядок того, что
явилось после Бога, потому что Бог — их причина. После такого утверждения неважно,
именуются они сотворенными или нет: как бы их ни называть, поскольку они суть существа
низшие по отношению к Богу, невозможно представить себе, каким образом они могли бы
быть Богом.
Чтобы эта столь очевидная для нас трудность не привела его к отказу от подчинения бытия
идей бытию Бога, Эриугене было необходимо развернуть свою мысль в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|