|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 160
индивидов и затем поднимающееся к первоначальному единству, из которого произошли
индивиды.
Так происходит потому, что от родов нисходят сами индивиды, а не только наши суждения о
них. Деление и анализ суть не просто абстрактные методы разложения и составления идей,
но закон, действительный для всех существ. Вселенная — это грандиозная диалектика,
управляемая внутренним методом, которому подчиняются только что определенные нами
правила. Таким образом, двойное движение диалектики не является ни чисто формальным
правилом мышления, ни произвольным порождением человеческого ума. Оно навязывается
разуму в качестве истинного, потому что содержится в самих вещах, в которых разум лишь
обнаруживает его. Объяснение Вселенной должно следовать путями деления и анализа. В
дальнейшем речь будет идти именно о «Разделении природы», а не только о нашей идее
природы. Учение Эриугены — это не логика. Это физика, или, как говорил он сам, —
«физиология».
Понятие природы — наиболее емкое из всех, с которыми имеет дело человечески
157 2. Иоанн Скот Эриугена
сЛЬ. В самом деле, оно включает все, что ть и даже — в смысле, который мы определим
ниже, — то, чего нет. Рассмотрим сначала деление природы, охватывающее бытие Строго
говоря, для того, кто захотел бы осуществить его во всех деталях, оно уйдет бесконечность; но,
когда мы рассматриваем его в целом, наше мышление может провести четыре главных
различия: 1) природа творящая и не сотворенная; 2) природа сотворенная и творящая; 3)
природа сотворенная и не творящая; 4) природа не творящая и не сотворенная. На самом
деле четыре члена этого деления сводятся к двум. Второй и третий члены сотворены, первый
и четвертый не сотворены. Таким образом, мы оказываемся перед лицом только двух
делений: на Творца и на творение. Природа творящая и не сотворенная — это Бог,
рассматриваемый как начало всех вещей; природа не творящая и не сотворенная — это Бог,
рассматриваемый как прекративший творить и пребывающий в покое. С другой стороны,
второе деление соответствует Идеям-архетипам, которые творят вещи, но сами сотворены
Богом, а третье деление включает сами вещи, сотворенные Идеями. Итак, в первом делении
Бог полагается как Творец, а в четвертом — как цель; все создания заключены между этим
началом и этой целью.
Теперь рассмотрим деление природы, охватывающее то, что не есть. В платоновском учении
о вдохновении, первоисточником которого, известно это или нет, является диалог «Софист»,
понятия бытия и небытия имеют лишь относительную ценность. Всякое бытие есть небытие
чего-либо, и такое небытие обладает большей реальностью, чем то или иное бытие. Назовем
бытием все, что может быть воспринято чувствами или понято умом: «ratio suadet, omnia
quae corporeo sensui vel intelligentiae perceptioni succumbunt, posse rationabiliter dici esse»*. И
наоборот, все, что не поддается этим двум инструментам, будет входить в категорию не-
°ытия. Эриугена различает пять его видов: что, что скрыто от наших чувств и нашего
рассудка по причине превосходства своей природы; то есть, это, во-первых, Бог, а затем —
сущности вещей, непостижимые сами по себе и известные нам лишь по своим акциденциям;
2) в иерархии существ то или иное утверждается как низшее и отрицается как высшее, и
наоборот, так что некоторое бытие содержит в себе небытие того, чего нет; 3) то, что
находится лишь в потенции, в зародышевом состоянии, в «семенном разуме», является
небытием того, что однажды будет актуализовано; 4) существа, подверженные рождению и
разложению, не суть бытие: если их соотнести с вечными и неизменными
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|