|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 159
которого чувствуется во всех его произведениях, он не знает и не желает никакой иной
радости. Это для него предел счастья: искать Бога в Слове, которое Он нам оставил, и найти
Его там; или, вернее, подниматься к Нему по бесчисленным ступеням созерцания через
Писание: в нашем мире это высшая точка, потому что нет ничего выше этого перехода —
созерцания того же Божественного света, но в иной жизни. Поскольку человеческий
интеллект отделен от Бога телом, он может только лишь искать Его, найти, чтобы затем
искать еще выше, и переходить с одной ступени созерцания на другую.
Именно в таком смысле следует интерпретировать знаменитые тексты Эриугены о примате
разума. Во многих комментариях к ним утверждается, будто вера у Эриугены подчинена
разуму. Нет ничего более далекого от истины: у него нельзя найти ни одной фразы в
доказательство этого, зато есть мно-
Глава III. Каролингский расцвет: Хвек
156
провоцирующего действия; но было неправомерно обращать против него же его
виртуозность, тем более что он умел не злоупотреблять ею гораздо лучше, чем об этом
думают. Когда в трактате «О предопределении» (I, 1) наталкиваются на пресловутую фразу
«Conficitur inde, veram esse philosophiam veram religionem, conversimque veram religionem esse
veram philosophiam»*, то принимаются обвинять Эриугену в рационализации религии,
однако здесь он лишь вспоминает сочинение «Об истинной религии» («De vera religione») св.
Августина (V, 8): «Sic enim creditor et docetur, quod est humanae salutis caput, non aliam esse
philosophiam, id est sapientiae studium, et aliam religionem»**. Аналогично, когда в трактате «О
разделении природы» встречают фразу (I, 69): «Ideoque prius ratione utendum est, in his quae
mine instant, ac deinde auctoritate»***, то с готовностью принимают ее за исповедание
рационалистической веры; но если сравнить ее с высказыванием Августина в сочинении «О
порядке» («De ordine», II, 9, 26)****, то не обнаружится особенных различий. В самом деле,
кажется, что Эриугена проявил почти безошибочный инстинкт, заимствуя у отцов Церкви их
самые уязвимые формулировки. Поскольку он всегда делал свой выбор в направлении
неоплатонизма, то в конце концов представил в наиболее чистом виде один из аспектов их
подлинной мысли, однако уравновешенный у них мыслями иной природы; у Эриугены
вследствие возникающего эффекта массы очень часто такого равновесия не достигается. Тот
факт, что его можно оправдать в каждом конкретном пункте, не гарантирует доктринальной
надежности целого, но ненадежность целого отнюдь не вынуждает отбрасывать каждую его
конкретную формулировку. Для любителей стрелять по еретикам Эриугена — легко
доступная цель: всегда попадаешь, но впоследствии часто приходится со стыдом признавать,
что, стреляя по Эриугене, попал в Дионисия, в святых Максима Исповедника, Григория
Нисского, Григория На-зианзина, Амвросия или Августина.
Метод, которым пользуется разум, чтобц достичь понимания того, во что он верует — это
диалектика, две основные операции которой представляют собой деление и анализ. Деление
состоит в том, чтобы, исходя из единства вышестоящих родов, обнаруживать внутри их
единства все менее и менее универсальные роды, пока этот процесс не дойдет до индивидов,
низших терминов деления. Анализ — это движение в противоположном направлении.
Исходя из индивидов и поднимаясь по сошедшим — через деление — вниз степеням, анализ
собирает их и объединяет в единства высших родов. Эти два аспекта диалектического метода
дополняют друг друга, хотя их можно рассматривать как единое возвратно-поступательное
движение — нисходящее от единства рода к множественности
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|