|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 158
утверждает, что поиск истины всегда должен исходить из Священного Писания, но нужно
следить за тем, куда этот поиск ведет.
Во-вторых, если вера — действительно отправная точка, это хорошо не только потому, что из
нее исходят, но и потому, что исходят вообще. Бог дал ее человеку не затем, чтобы тот
оставался на месте; напротив, «она есть начало, отправляясь от которого наделенное разумом
создание начинает приобретать
154 Глава III. Каролингский расцвет: Хвек
и развивать в себе знание о своем Создателе». Сам Бог велит нам идти дальше. Евангельская
самаритянка хорошо это поняла. Она представляет собой человеческую натуру, которая
ищет истину ради самой истины и которая встречает на своем пути Христа. Примечательно,
что Иисус просит у нее пить, как будто вера хочет напиться от разума. Разве это не означает,
что Творец и Искупитель требует от природы, которую Он сотворил и искупил, искать Его
посредством разума? Бог требует от нас прежде всего веры, затем — жизни по вере и,
наконец, рационального понимания и науки, которая его дополняет. Для чего это
дополнение?
Вера — это начало, которое стремится развиться в более совершенное знание. Буквальное
толкование Писания легко привело бы к грубым ошибкам, если бы в этот процесс не
вмешивался разум, который обнаруживает духовный смысл, скрытый за буквой.
Интерпретация символов Писания требует усилий естественного разума, направленных на
установление его смысла. Кроме того, как мы вскоре увидим, вера может достичь цели, к
которой она нас ведет, только с помощью философского умозрения. По самой своей
природе она возбуждает в умах, склонных к такого рода умозрению, рациональную
спекуляцию определенного типа. Вера спонтанно порождает в нем некую философию,
питающую и просвещающую его. Поэтому Иоанн Скот приходит к тому, что рассматривает
философию и религию как эквивалентные понятия. Поскольку его считали в этом пункте
крайним рационалистом, нужно уточнить смысл используемых Иоанном Скотом
формулировок.
Наиболее надежный путь к этому неоднократно указывал сам Эриугена: истинная
философия является продолжением усилий веры, направленных на достижение ее объекта.
Являясь знанием иного рода, нежели вера, она все-таки обладает тем же содержанием, и в
силу этого философия и вера в чем-то совпадают. Многие охотно согласятся, что
прочитанные в свете томистских разграничений, формулы Иоанна Скота Эриугены
двусмысленны, но это недостаточное основание для того, чтобы приписывать ему ра,
ционализм, тогда как он прямо противоположен направлению его мысли. Эриугена захвачен
глубинным единством христианской мудрости и постоянно стремится адекватно ее отразить.
Его формулировки не оставляют в этом ни малейшего сомнения. Христианскую душу
озаряет один свет, и это — свет веры. Это еще не полный свет, потому что последний
изливается только в блаженном видении, однако между этими двумя видами света есть еще
один — вечно живой свет философского умозрения, который ведет от одного света к другому
и все ярче освещает неясности веры: «Lux in tenebris fidelium animarum lucet, et magis ac magis
lucet, a fide inchoans, ad speciem tendens»*.
Чтобы верно представить себе умонастроение Эриугены, нужно рассматривать его
творчество как философскую экзегезу Священного Писания. Награда, которой он ожидает за
свои усилия, — это ясное и совершенное понимание Библии; как и Ориген, влияние
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|