|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 157
комментарий к сочинению «О небесной иерархии» Дионисия, комментарий к Евангелию от
Иоанна, из которого до нас
153 2. Иоанн Скот Эриугена
щли лишь фрагменты, и гомилию на пролог этого Евангелия. О последнем периоде
Эриугены известно очень мало. Наименее смелое предположение, которое, возможно* не
соответствует действительности, состоит в том, что он умер во Франции примерно в то же
время, что и Карл Лысый, то есть около 877 г. Согласно самой смелой и даже трагической
гипотезе, Иоанн после смерти Карла Лысого вернулся в Англию, преподавал в Малмсбери и
был убит своими учениками: «a pueris quos docebat graphiis perfossus»*.
Учение Эриугены интерпретировали весьма различно. Гёррес, например, обвиняет его в том,
что он смешивал религию и философию, доходя иногда до пантеизма. Б. Орео считал его
«слишком свободным мыслителем», воздавая ему таким образом самую большую похвалу,
которой он когда-либо удостаивался. И действительно, смысл учения Эриугены связан с
концепцией отношений веры и разума. Чтобы ее понять, главное — различать
последовательные состояния человека по отношению к истине. Нет однозначного решения
проблемы познания, но есть последовательность ответов, каждый из которых соответствует
какому-то определенному из этих состояний — и только ему. Взятая сама по себе,
человеческая природа обнаруживает стремление к познанию истины. Между первородным
грехом и пришествием Христа разум помрачен последствиями греха и, не будучи просвещен
полным Откровением, которым станет Евангелие, он способен лишь усердно разрабатывать
физику, чтобы, по крайней мере, понять Природу и установить существование Творца,
который является ее причиной. Но с этого времени начинает действовать Откровение евреев,
которое достигает своей полноты с пришествием Христа. Начиная с этого момента разум
вступает во второе состояние. Он более не одинок, к нему приходит истина Откровения,
источник которой абсолютно надежен, и поэтому высшая мудрость для него — это принять
истину такой, какой ее
открыл Бог. Следовательно, вера теперь должна предшествовать работе разума, но это не
означает, что разум может устраниться, наоборот, Бог желает, чтобы вера рождала в нас
двойное усилие: проявлялась в наших поступках в активной жизни и рационально питала
нас в жизни созерцательной. Второе состояние позднее сменится третьим. Когда мы узрим
самое Истину, вера отступит перед видением. Но факт, который ныне довлеет над всякой
человеческой мыслью, заключается в том, что наш разум — это разум, просвещаемый
Откровением. Нам остается лишь извлечь из этого надлежащие уроки.
Во-первых, поскольку говорит сам Бог, христианское сознание не может с этим не считаться.
Вера отныне становится для него условием понимания: «Nisi credideritis, non intelligetis»** (Ис.
7:9). Впереди всего—вера, она идет собственными путями и достигает объекта понимания
прежде самого понимания. Петр и Иоанн бегут ко гробу: Петр — это символ веры, Иоанн —
символ понимания, а гроб — это Священное Писание. Оба прибегают к нему, оба входят, но
Петр входит первым. Пускай же первой входит наша вера: пусть она идет впереди, а
поскольку божественное Откровение выражено в Писании, то пусть усилиям нашего разума
предшествует принятие истинности Писания. Чтобы понять истину, ей прежде нужно
верить. Этот якобы рационалист целиком основывает свою философию на Писании, в чем,
впрочем, лишь следует своим любимым учителям — Августину и Дионисию. Поэтому
Иоанну Скоту вполне можно верить, когда он
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|