|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 154
всего того, что хочет. Значит, человек должен признать некое всемогущее могущество над
собою, которое господствует сразу и над тем, что есть, и над тем, что живет, и над тем, что
познает. Это всемогущество есть Бог. Как и в трактате «О душе» Алкуина, мы находим здесь
схемы августинианского толка, лишенные их метафизической основы.
Вновь обратившись к Франции, мы увидим, что вдохновленное Алкуином образовательное
движение продолжалось, хотя и в довольно скромных масштабах. Пасхазий Ратберт, аббат
Корби (ум. в 860), — прежде всего теолог, написавший «О теле и крови Господа» («De corpore
et sanguine Domini»), «О вере, надежде и любви» («De fide, spe etcharitate»), а также биограф,
автор нц Адальхарда» («Vita Adalhardi»), «Эпитафии Арсению» («Epitaphium Arsenii»).
Впрочем он был знаком с сочинениями Цицерона и Сенеки. Ратрамн из Корби (ум. после
868) написавший одноименный трактат «О теле и крови Господа», где он оспаривает точку
зрения своего собрата Пасхазия, а также трактаты «Против возражений греков» («Contra
Graecorum opposita») и «О предопределении» («De praedestinatione»), очень важном с точки
зрения истории спора на эту теологическую тему, является также автором сочинений «О
количестве души» («De quantitate animae») и «О душе» («De anima»), которые показывают, до
какой степени проблема природы души занимала умы в IX веке. В первом из этих
произведений Ратрамн оспаривает мнение одного монаха из Бове, который, как сущий
реалист, утверждает, что всякий человек есть по своей сущности один-единственный человек:
«Dicit namque quod omnis homo unus homo sit per substantiam». He будем сразу же обвинять
его в аверроизме, потому что этот монах из Бове уже не может оправдаться, а также потому,
что когда Ратрамн добавляет: «Если это так, то, значит, существует один-единственный
человек и одна-единственная душа», — то, по-видимому, он сам и вывел подобное следствие.
Тем не менее из возражений Пас-хазию Ратберту видно, что Ратрамн был меньшим
реалистом, чем большинство его современников. Но в действительности самым крупным
явлением той эпохи в области вероучения была дискуссия вокруг проблемы
предопределения, в которой столкнулись Готшальк (Годескал, Godescalc; ум. между 866 и
869), Ратрамн из Корби и Иоанн Скот Эриугена, но о ней имеет смысл говорить лишь
применительно к истории теологии.
Мы уже отмечали, что ирландское влияние, очень значительное для монашеской жизни на
континенте в VIII веке, скорее всего не сопровождалось соответствующим интеллектуальным
влиянием. Если
151 1. Передача традиций латинской культуры
0 и было, то не оставило следов. Совсем
иначе
обстояло дело в IX веке, когда имея место настоящая эмиграция ирландских йТелей во
Францию. Это подтверждает йик Оксеррский в прологе к своей по-
Эйр
эме «Житие святого Германа»: «Почти вся Ирландия вместе со своими философами,
презирая связанную с морем опасность, бросилась к французским берегам» («Quid
Hiberniam memorem, contempto pelagi discrimine paene totam cum grege philosophorum ad
littora nostra migrantem»). Эти ирландцы (некоторых из них мы еще встретим в Реймсе и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|