|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 153
пониманию. Понимание (intellectus) определяется в этом сочинении как «страдание
воспринимающей души» («animae intelligentis passio») и «подобие воспринятой вещи» («rei
intellectae similitudo»). Если эти глоссы действительно произведения Рабана, то его как
диалектика следует поставить намного выше Алкуина.
Во всяком случае ученик превзошел учителя в двух произведениях, за которые Ал-куин
никогда не решился бы взяться и которые в точности отвечали потребностям страные где
должна была утвердиться латински
культура, проникнутая христианским духом. «О воспитании клириков» («De clericorum
institutione») — это трактат о церковных занятиях, необходимых для германских клириков IX
века**. Предлагаемая программа, естественно, соответствует последовательности свободных
искусств, в какой их некогда преподавали в римских школах: в основе всего — грамматика,
затем риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Языческих
авторов можно читать ради цветов их красноречия (propter ilorem eloquentiae), но при
условии такого отношения к их произведениям, какое было у евреев к пленницам прежде
женитьбы на них (Втор. 21:10—13). Так поступали Лактанций, Иларий и Августин; здесь
Рабан следует трактату последнего «О христианском учении» (II, 40). К учебному плану Рабан
добавляет обширную энциклопедию, обычно называемую «О Вселенной» («De universo»), но
оригинальное название которой, уже вполне отражающее развернутость и описательную
точность немецких названий, представляет собой целую программу: «De rerum naturis et
verborum proprietatibus et de mystica rerum significatione»***. Все известные автору существа
использованы здесь для нравственных и религиозных поучений, которые можно из них
извлечь. Их природа практически не представляет собой ничего большего, чем то, что они
обозначают, а чтобы знать то, что они обозначают, достаточно знать этимологию их
названий. Вот почему знание имени существа освобождает от необходимости убеждаться в
том, что оно действительно существует. Важно лишь, чтобы уроки, извлеченные с его
помощью, были истинными и полезными. Причем вполне допустимо, что эти уроки будут
противоречивы. Например, лев может в одном случае обозначать дьявола, а в другом —
Иисуса Христа; чем символичнее какое-либо существо, тем полезнее его знать и тем больше
имеется у учителя поводов для наставлений.
Влиянию Рабана Мавра приписывают маленький трактат немецкого монаха Бруу-Глава III.
Каролингский расцвет: Хвек 150
на, прозванного «Кандидом из Фульды», под заглавием «Изречения Кандида» («Dicta
Candidi»). Это скромное сочинение представляет собой последовательность слабо связанных
между собой параграфов, которые касаются главным образом августиновское темы образа
Троицы в душе человека и условий применения категорий к Богу в соответствии с
приписывавшимся Августину апокрифом «Десять категорий» («Categoriae decem»).
Внимание историков оно привлекло из-за последнего параграфа — возможно, резюме более
обширного фрагмента диалога того же автора, в котором излагается первое доказательство
существования Бога, развернутое диалектически, то есть в том виде, в каком оно встречается в
средние века. Вселенная разделяется на три рода: то, что есть; то, что живет; и то, что мыслит.
Эти три рода иерархически упорядочены и подчинены, по крайней мере, более сильному,
ибо то, что познает нечто своим разумом, должно прежде жить и быть, но не наоборот.
Следовательно, они подчинены самому совершенному. Пусть же человек, который находится
на вершине этой иерархии благодаря своему разуму и который считает себя лучшим и более
могущественным, чем все остальные существа, спросит себя, является ли он всемогущим. Он
им не является, потому что не может делать
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|