|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 148
Было бы несправедливо преуменьшать и вправду решающую роль Карла Великого. В основе
реформаторского движения лежала его воля цивилизовать подвластные ему народы,
христианизируя их. Значительное увеличение числа монастырских и церковных школ,
которые станут центрами интеллектуальной жизни средневековья вплоть до зарождения в
XIII веке университетов, восходит к принятому в 778 г. решению капитула при епископе
Фульды Бангульфе. Монастырские школы обычно состояли из внутренней (claustrale) школы,
предназначенной для монахов, и внешней, куда принималось белое духовенство.
Первоначально почти все школы создавались при бенедиктинских монастырях; славные
примеры этого — монастыри св. Мартина Турского, Фульды, Флери-сюр-Луар. Церковные
(соборные) школы (епископальные, или капитульные) с самого начала создавались при
соборах под личным руководством епископов и иногда при их активном участии.
Знаменитые школы появляются в Лане, Реймсе, Шартре и Париже; из школ именно этого
типа возникнут впоследствии университеты. Импульс, приданный Карлом Великим во
время его царствования образовательному движению, оказался длительным; он постоянно
усиливался в последующие столетия, и заслуга в этом принадлежит в первую очередь
императору. Но мы не ошибемся, если припишем учителю Алкуину талант, следов которого
нет, однако, в его произведениях. Второразрядный экзегет и теолог, посредственный поэт, он
оставил весьма скромное наследство в области изучения свободных искусств: «Грамматику»,
«Орфографию», «Диалектику» и
145
1. Передача традиций латинской культуры
Диалог о риторике и добродетелях» / pjalogus de rhetorica et virtutibus»). Что касается
собственно философского произведения Алкуина — его трактата «О природе души» («De
animae ratione»), — основные идеи которого заимствованы у св. Августина, то сразу бросается
в глаза огромная дистанция, отделяющая его от источника. Алкуин выбирает и
группирует—впрочем, довольно искусно — идеи, которые, будучи отягощены у Августина
неоплатонической психологией, у него выступают в первозданном, «сыром» виде. Покажем
на примере, о чем идет речь. Алкуин излагает как само собой разумеющуюся доктрину
Августина и Плотина об ощущениях: чувства — это посланцы, которые сообщают душе о
том, что происходит в теле, но ощущения и образы формирует душа — сама и в себе. Ничто
у Алкуина не позволяет предположить, что он осознавал огромное философское значение
этого положения. Допустить, что ощущения — это акт души, значит неявно принять
определение человека, данное Платоном в «Ал-кивиаде» и заимствованное у него Плотиком,
а у Плотина взятое Августином: человек — это душа, пользующаяся телом. Эта дефиниция
связана с определенной онтологией и метафизикой. Короче говоря, сам факт принятия этого
тезиса вовлекает Алкуина в орбиту неоплатонизма, но он об этом не подозревает. Очевидно,
средние века тогда еще были далеки от философской зрелости. Вплоть до начала XIII века
можно было читать, цитировать Августина, даже заимствовать у него, не усматривая в его
текстах метафизику, которой они наполнены.
Подлинное величие Алкуина связано с его личностью и цивилизаторской деятельностью, а
не с его книгами. Оно проявляется повсюду в письмах и в некоторых пассажах его трактатов,
где Алкуин выражает свое глубокое восхищение античной культурой и твердую волю
сохранить ее. В нем живет и вдохновляет на дела дух его Йоркских учителей. Один из них,
Эгберт, любил повторять, что свободные искусства — создание
не людей, а Бога, который сотворил их в природе, где их люди и нашли. По крайней мере
это сделали древние. Какой же стыд для христиан, если они не сумеют даже сохранить
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|