|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 141
он вернулся в Малмсбери, в 675 г. был избран аббатом монастыря, затем стал епископом
Шерборна. Умер Альдхелм 25 мая 709 г. Он оставил скромное литературное наследие:
письма, поэмы, трактат «О девственности» («De virginitate») в прозе и стихах и сто загадок в
стихах**; однако его произведения стали предпосылками для развития англосаксонской
культуры средних веков. Они полны цитат из Вергилия, Теренция, Горация, Ювенала и
других римских авторов. Очевидно, что Альдхелм является продуктом puerilis institutio***
старой Империи, традиции которой были привнесены в Англию Августином
Кентерберийским, Теодором и Адрианом. Чтобы узнать дух, который оживлял эту культуру,
достаточно прочесть письмо Альд-хелма Этильвалду. Изучение языческой литературы,
пишет Альдхелм, должно служить средством для лучшего понимания Священного Писания,
то же самое нужно сказать и о философии. Таким образом, обучение в Кентербери
следовало программе, намеченной трактатом «О христианском учении» св. Августина.
Англосаксы оказались настолько пылкими учениками и настолько способными к усвоению
латинской культуры, что спустя сто лет после того, как они приняли римских миссионеров,
прибывших их евангели-зировать, они уже послали своих миссионеров для евангелизации
языческих народов континента. Это движение зародилось в Уэс-сексе. Происхождение школ
Уэссекса неизвестно. С начала VII века мы встречаем названия знаменитых монастырей,
таких, как Малмсбери, Эксетер, где учился молодой
сакс с запада Англии по имени Винфрид, й Нерслинг, где тот же самый Винфрид завер. шил
свое образование столь блестяще, что сам стал учителем. Но его истинным призванием было
миссионерство. Принявшие христианство англосаксы Великобритании не могли без грусти
думать о невежестве тех, кого они оставили в Германии, поэтому в 716 г. Винфрид покинул
Нерслинг и отправился во Фрезию. Вернувшись в Нерслинг в 718 тШ он вскоре поехал в Рим,
чтобы получитвИ необходимые полномочия, а потом вновь | отправился в Германию; там он
еванге-Я лизировал саксов с таким успехом, что вЯ 722 г. папа Григорий II вызвал его в Рим и
| назначил первым епископом германских народов. Позднее Винфрид стал первым архи-Д
епископом Майнца и в 758 г. умер мучени-Я ческой смертью. В истории Церкви этот анг-1
лосакс именуется святым Бонифацием, апо-I столом Германии, а будучи апостолом, он был
и первым цивилизатором.
Винфрид интересует нас и в другом аспек1 те, так как в силу обстоятельств он стал свидеI
телом интеллектуального, морального и рели] гиозного состояния Галлии середины VIII
века, то есть непосредственно перед правлением Карла Великого. В 742 г. Карломан, который
был вынужден отречься и стать монахом, пригласил Винфрида для переустройства Церкви в
его герцогстве Австразии. Бонифаций принял приглашение; сохранилось письмо,
написанное им папе Захарии, чтобы получить совет по этому вопросу. Этот документ
показывает, до какой степени разложения дошла в то время Церковь в Галлии. Религия,
пишет Винфрид, утрачена здесь 60 или 70 лет назад; собор франкских епископов не
собирался уже 40 лет; и действительно, уже нет ни одного архиепископа, чтобы созвать
подобный собор, есть только епископы, которые, впрочем, фактически миряне,
развращенные чиновники или дельцы, использующие епископства для своей корысти: они
наслаждаются своим положением, как миряне (seculariter ad peifruendum* * * *). Что делать с
этими дьяконами, которые живут с тремя или четырьмя наложницами и при этом
139 1. Передача традиций латинской культуры
публично читают Евангелие? И особенно, что лат с теми из этих дьяконов, которые стаятся
священниками или даже епископами, qyn, не меняя свой образ жизни и продолжая
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|