|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 140
развивался на удивление быстро. В 644 г. один английский священник стал епископом
Восточной Англии (East Anglia), и его преемник также должен был быть англосаксом; в 655 г.
сакс с запада Англии, Деусде-дит, становится шестым преемником Августина на
Кентерберийской епископской кафедре. Надо было начинать с обучения этих язычников
языку Церкви. Так и началось внедрение этого элемента латинской культуры в жизнь нового
населения Англии.
Во всяком случае очевидно, что к середине VII века, то есть примерно 60 лет спустя после
прибытия Августина, Рим счел полезным направить в Англию миссионеров, которые были
также и учеными. В качестве преемника умирающего епископа Деусдеди-та папа Виталиан
назначил греческого монаха Теодора, относительно которого Беда уверяет, что он увлекался
«как языческими, так и священными книгами, знал латинский и греческий языки». Теодора
сопровождал африканец, аббат Адриан, обладавший не меньшим культурным багажом.
Теодор поручил Адриану монастырь св. Петра в Кентербери, и так как «оба они, как мы уже
говорили, были одинаково увлечены языческими и священными книгами, они собрали
вокруг себя группу учеников, и воды спасительной науки стали истекать ежедневно, чтобы
оплодотворить их сердца. Понужда
их читать Священное Писание, они также обучали своих слушателей метрике (музыке и
стихосложению), астрономии и церковному календарю, доказательством чему служит то,
что еще и сегодня [после 700 г.] некоторые из их поныне здравствующих учеников знают
греческий и латынь, как свой родной язык». Беда был хорошим судьей в том, что касается
латыни, но не греческого, а нам всегда кажется, что знающие язык, которым мы не владеем,
знают его отлично. Добавим, что знание греческого в Англии угасло при жизни поколения
учеников Адриана; так что оно не было особенно глубоким, и во второй половине VII века на
английской почве начала расцветать классическая латинская культура. Доказательство этому
мы обнаруживаем в творчестве Альдхелма из Малмсберии. Он родился около 639 г.*, и о нем
говорили, что он уже завершил свое образование, когда прибыл в Кентербери. Предание
уточняет, что Альдхелм якобы учился в Малмсбери под руководством ирландского монаха
Май-дулфа. Этот факт решительно опровергали, в чем нет ничего удивительного, если
вспомнить, что ирландцы и англичане оспаривают друг у друга честь проводников этой
культуры. Но как бы то ни было, все согласны в том, что ирландское монашество оказало
глубокое влияние на строй религиозной жизни и церковное искусство; оно, безусловно,
должно было способствовать поддержанию определенного уровня знаний, чтобы
подготовить благоприятную почву для восприятия внешних влияний. Но на примере
Альдхелма можно увидеть, что в Малмсбери и Кентербери завершение образования
означало не одно и то же. Когда человек переходил из одной школы в другую, то вся работа,
посвященная овладению науками, которые он, по его убеждению, постиг до мельчайших
тонкостей, оказывалась затраченной впустую: как сказал Альдхелм, вспоминая св. Иеронима,
«я, который уже считал себя учителем, снова стал школьником». В письме Лентерию
Альдхелм описал свое обучение и впечатления от него. Он с недоумением от-
Глава III. Каролингский расцвет: Хвек
138
мечает, что учителя преподавали ему римское право («Regum Romanorum jura.... et cuncta
jurisconsultorum secreta»*) так, как если бы его желали превратить в любезного Цицерону
doctus orator. В числе других предметов Альд-хелм упоминает метрику (стихосложение),
просодию, риторику (которую находит весьма путаной), затем арифметику, включая такую
головоломку, как дроби, и, наконец, астрономию. Закончив второй курс обучения,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|