|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 139
Латинская патриотическая культура: Taylor H. О. The Classical Heritage of the Middle Ages. N.
V., 1901; Roger M. L' enseignement des Lettres classiques d'Ausone a Alcuin. P., 1905; Gwynn
Aubrey. Roman Education from Cicero to Quintilian, Oxford, 1926; Rand E. K. Founders of the
Middle Ages. Cambridge (USA), 1928; Marrou Ir. Saint Augustin et la fin de la culture antique. P.,
1938.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Каролингский расцвет: X
век
Истоки средневекового философского движения связаны с усилиями Карла Великого
улучшить интеллектуальное и моральное состояние народов, которыми он правил. Империя
Каролингов охотно считала себя продолжением старой Римской империи. Она
представляла собой, конечно, нечто иное, но разрыв в политической истории
компенсируется заметной преемственностью в истории культуры. Римская империя умерла,
но католическая Церковь, утвердившаяся среди народов Запада, намеревалась спасти от
гибели ее культуру. Итак, прежде всего следует рассмотреть, каким образом осуществлялась
передача культурных традиций.
1. ПЕРЕДАЧА ТРАДИЦИЙ
ЛАТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рим не дожидался вторжения англосаксов, чтобы направить миссионеров на Британские
острова, и их кельтское население уже было частично христианизирована. Но англосаксы
были язычниками, и ни бритты, их священники, казалось, не проявляли ни.; малейшего
желания помогать своим завоевателям попасть на небо. К перечню преступлений, которые,
согласно историку Гильда* су*, навлекли на них небесную кару, Беда Достопочтенный
добавляет их небрежение в проповеди христианской веры саксам, или англам, «которые
жили в Британии рядом с ними». «Genti Saxonum sive Anglorum secum Brittaniam incolenti»**
— явный эвфемизм. Но независимо от того, заслуживают они порицания или прощения,
остается фактом, что рассчитывать на бриттов в деле обращения нового населения острова
было нельзя, и их евангелизацией должен был озаботиться Рим. В 596 г. в «Англосаксонской
хронике» отмечается: «В этом году папа Григорий послал в Британию Августина со
множеством монахов, чтобы проповедать слово Божие англам». В написанной Бедой
«Церковной истории английского народа» можно прочитать полный очарования и живых
подробностей рассказ об этой миссии и о том, как уже
137 1. Передача традиций латинской культуры
ямом начале она добилась успехов. Это — В tI/ первые страницы истории интеллек-альной
культуры средневековой Европы. Около 601 г., когда Августин уже был по-вяшен в сан
первого епископа Кентерберий-кого, Григорий Великий, внимательно слепивший за
далекой миссией, послал ему вместе с новыми миссионерами священные сосуды и
облачения, «а также множество книг» («necnon et codices plurimos»). Что это были за книги?
Мы этого не знаем, но среди них, помимо книг, необходимых для евангелизации и
отправления культа, могло быть несколько элементарных «грамматик». Возникала
необходимость формирования клира из местных жителей — этот процесс начался рано и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|