|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 137
культура родилась внутри языческой культуры как результат внутренних преобразований,
которым последняя подверглась в процессе христианизации.
Сама техника их работы мало изменилась. До нас дошел трактат св. Августина «О музыке»; в
своих «Пересмотрах» (I, 6) он рассказывает, что написал трактат «О грамматике», ныне
утраченный, и начал работать над трактатами «О диалектике», «О риторике», «О
геометрии», «Об арифметике», «О философии», которые остались незавершенными. Если бы
эти произведения были закончены и сохранились, то мы имели бы целую энциклопедию
свободных искусств, написанную Августином. Но и без того мы можем констатировать, что
его творчество осуществлялось в классических рамках: диалоги, трактаты, письма, даже
история — он попробовал себя во всех жанрах латинской прозы. Комментируя Священное
Писание, он пользовался всеми методами и приемами маститого грамматика: чтение,
разъяснение текста, толкование. Квинтилиан считал, что главная задача преподавателя
словесности — толкование поэтов: poetarum enarratio (Inst. orat., 1,4,2); поэтому мы имеем
«Толкование псалмов» («Enarrationes in Psalmos»), оригинал св. Августина и его источник, по
которым можно судить, каким превосходным комментатором текстов должен был быть св.
Августин. Разве это не естественно? Разве псалмы не поэзия? К ним и нужно было относиться
как к поэмам, с той единственной оговоркой (которую с настойчивостью делает сам
Августин), что грамматик, комментирующий этот богодухновенный текст, не имеет права
после толкования (enarratio) переходить к суждению (judicium)!
Технические приемы латинской культуры оставались вполне приемлемыми, но требовалось
изменить ее дух. Цицерон хотел воспитать doctus orator, Квинтилиан — vir bonus dicendi
peritus: так почему бы не сохранить эту культуру, поставив перед ней цель воспитать vir
Christianus dicendi peritus?* Как раз в этом и состояла одна из реформ, осуществленных св.
Августином. В истории христианской культуры его трактат «О христианском учении» («De
doctrina Christiana») занимает такое же место, как трактаты «Об ораторе» Цицерона и
«Воспитание оратора» Квинтилиана в истории классической культуры. Оказавшись перед
текстом Священного Писания, как грамматик перед текстом Гомера или Вергилия,
«достойный муж» должен был его понять, чтобы объяснить. Проблема была двоякой:
сначала необходимо понимание текста, затем — его изложение: «modus inveniendi quae
intelligenda sunt et modus proferendi quae intellecta sunt»** (I, 1). Чтобы понять текст,
требовалось использовать все богатство свободных искусств, то есть всю энциклопедическую
эрудицию Варрона: историю (II, 28); географию, ботанику, зоологию, минералогию,
астрономию (II, 29); медицину, агрикультуру, навигацию (II, 30); диалектику, \ столь
полезную для обсуждения вопросов, ко] торые ставит Писание (II, 31-35); наконец
арифметику с ее разнообразными приложениями к фигурам, движению и звукам (II, 38). Но
уметь понять Писание — еще не все, нужно уметь о нем говорить. Здесь вступает в свои права
риторика, которой посвящена IV книга трактата «О христианском учении», объясняющая,
почему христиане могут и должны ей обучаться, каковы обязанности христианского учителя
риторики и как святые писатели соединяли красноречие с мудростью. Каким удовольствием
для Августина было думать, что через Писание осуществляется идеал Цицерона! Кстати,
Августин его прямо цитирует, когда описывает то своеобразие стиля и красноречия, которое
приличествует христианину. Он приступает к экзегезе в соответствии с правилом диалога
«Об ораторе» (29), чтобы объяснить, каким образом и в каком смысле христианский оратор
может соблюдать предписания Цицерона, и эти рассуждения не являются для него чисто
академическими дебатами: красноречие, со времен Юлия Цезаря изгнанное с Форума и
загнанное в школьные классы, только что вновь нашло аудиторию
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|