|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 136
Обреченное на молчание, его собственное красноречие осталось без дела; вот, кстати, почему
оно с тех пор стало изливаться в виде письменного красноречия в философских трудах
Цицерона. Философия давала ему много тем для речей. Когда между 93 и 95 гг.
христианской эры Квинтилиан опубликовал трактат «Воспитание оратора» («Institutio
oratoria»), он также охотно упомянул о союзе между красноречием и философией, но с иной
целью, нежели Цицерон. Его собственным идеалом было воспитание достойного человека,
умеющего говорить: vir bonus discendi peritus (Inst. orat., II, 20, 4).
Речь не шла непосредственно о doctus orator Цицерона. Между Квинтилианом и Цицероном
был еще Сенека. Для Цицерона философия служила источником красноречия, и будущий
оратор был обязан изучать философию; для Квин-тилиана быть философом означало быть
хорошим человеком, и поэтому, чтобы стать хорошим человеком, его ученик должен был
помимо прочего изучать философию; но при этом Квинтилиан значительно меньше думал о
спекулятивной мудрости Новой академии, которая питала красноречие Цицерона, нежели о
сугубо практической мудрости стоиков. Отсюда—его образовательная программа. После
того как ребенок научится у своего первого учителя (ludi magister*) читать и писать, его
поручают учителю словесности (grammaticus), и он преподает ему граматику, которая, кроме
изучения собственно грамматики, включает изучение поэтов, историков, ораторов и
литературного творчества. Чтобы понимать поэтов, к примеру Вергилия или Овидия, нужно
уметь их читать (lectio), правильно воспринимать текст (emendatio), изъяснять его (enarratio)
и, наконец, критиковать (judicium). Все это невозможно делать без знания тех вещей, о
которых повествуют поэты; приобретению этого знания служит элементарное изучение
музыки (метрика), астрономии, наук о природе и истории. Таким образом, за исключением
арифметики, которая, вероятно, изучалась ради нее самой, свободные искусства были лишь
вспомогательными дисциплинами по отношению к грамматике, или словесности
(филологии). Затем следует риторика, или умение хорошо говорить. Что касается
философии, то она составляла одно целое с чтением произведений моралистов и была
скорее делом воспитания, нежели обучения. «Наставление для детей» («Puerilis institutio»)
Квин-тилиана могло по праву быть причислено к философии, но для него последняя
означала прежде всего мораль. Многими престарелыми учителями красноречия, которых
видел вокруг себя Квинтилиан, он возмущался. Пожелаем себе, говорил он, чтобы однажды
перед нами предстал «совершенный оратор, который возвратит красноречию все то добро,
которого оно теперь лишено, и овладеет как своей той наукой [философской], которая ныне
стала ненавистной из-за спеси людей, чья развратная жизнь отравила знание, которое эта
наука дает». То, что все латинские отцы Церкви, чей авторитет окажет решающее
воздействие на средневековую мысль, прежде прошли интеллектуальную подготовку,
рекомендованную Цицероном и систематизированную Квинтилианом, — факт огромного
значения. Некоторые из них, в частности Августин, были даже преподавателями словесности
и риторики, но все они получили то же воспитание, что и любой римлянин благородного
происхождения. Оно предполагало изучение тех же поэтов, тех же историков и тех же
моралистов в соответствии с той же методикой. А если еще вспомнить, что большинство из
них присоединилось к Церкви сравнительно поздно, часто после длительной борьбы с нею,
то легко понять, что западня
Глава II Латинские отцы и философи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|