|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 132
Глава П. Латинские отцы и философи
130
ет, что Империя понесла кару за свои грехи; от себя он привносит лишь мнение, что
последние события его современники воспринимают чересчур трагически. В конце концов,
Аларих сам христианин и во время разграбления Рима защищал церкви. Если убиты
христиане, то они вскоре попадут на небо; если спаслись от смерти язычники, то они позднее
попадут в ад, куда бы попали в любом случае. Мудрость в том, чтобы склониться перед волей
Божьей. Эта широкая картина провиденциальной смены империй будет оставаться перед
глазами средневековых историков, и даже в XVII веке Боссюэ в своем «Рассуждении о
всеобщей истории» окажется, может быть, в большей степени продолжателем Орозия,
нежели Августина.
«Истории» Орозия были доведены до 418 г. В те времена еще только вырисовывалась
доктрина, которая с помощью принципов «Града Божьего» постепенно приведет к
«понтифи-кальной теократии» средневековья. Геласий I, папа с 492 по 496 г., дал понять, что
император —это сын Церкви, а не ее глава, но власть земная и власть духовная в его глазах
были разделены — каждая из них получает свой авторитет от Бога и в своей сфере зависит
только от Него. Так, король подчиняется епископу в делах духовного порядка, а епископ
королю— в делах мирских. Дуализм Геласия имеет определенное отношение к доктрине,
которую будет поддерживать Данте в своей «Монархии»: обе власти устремлены к одной
конечной цели, и здесь нет вопроса о прямом или косвенном земном авторитете папы по
отношению к императору. Чтобы обосновать этот тезис, прежде потребуется на деле
отождествить Град Божий с Церковью, что, впрочем, допускал сам Августин: «Civitas Dei
quae est sancta Ecclesia» (VIII, 24); «Civitas Dei, hoc est ejus Ecclesia» (ХШ, 16); «Christus et ejus
Ecclesia quae civitas Dei est» (XVI, 24)*. Но для этого потребуется также, чтобы временное,
земное воспринималось как бы включенным в духовное, а государство—в Церковь. Начиная с
этого момента Церковь сможет потребовать права на земное, поскольку христианская
Премудрость, держательницеи которой она ляется, дает ей достаточный авторитет, что. бы
вести народы и саму Империю к высшей цели, для которых их предназначил Бог. Ничто не
указывает на то, что подобную эволюцию предвидел сам Августин, но она была бы
невозможна без нового понятия общественного тела, — понятия, которое он раж вил и
которое было лишь распространением основополагающих принципов Церкви на земные
общества. Как было верно замечено (Карлейль), отцы Церкви, и в особенности Августин,
заимствовали у Сенеки (Письмам XIV, 2) и Цицерона («О законах», I, 10—12) некоторые
важные понятия, относящиеся щ происхождению государства, к его природе и к всеобщему
характеру права; но, с другой стороны, нельзя согласиться с тем, что «у от-1 цов не было
никакой специфически хрести — в анской концепции происхожденния обще*! ства».
Совершенно напротив, едва ли в античности можно обнаружить идею обще-1 ства,
основанного Самим Богом с целью привести людей к своему собственному бла-1 женству,
определяемому как общее принятие одной истины и общая любовь к одному благу. Древние
определения общества подвергались радикальному ценностному пересмотру с тех пор, как
его происхождение было отнесено к провиденциальному порядку вещей, задуманному
Богом, Творцом мира; при этом первый пересмотр готовил другой — интеграцию
конкретных земных обществ в универсальное общество Церкви, которую средневековье
попытается предпринять во имя универсальности веры.
ЛИТЕРАТУРА
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|