|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 129
его II веком, немного спустя после смерти Юстина. В нем уже можно обнаружить идею (гл.
V—VI), которая вскоре станет основополагающей у Августина, идею о Царстве Небесном
внутри земных отечеств, животворящем их изнутри вместо того, чтобы отрицать: «Христиане
не отличаются от других людей ни землей, на которой они живут, ни языком, ни обычаями.
Они не живут в своих собственных городах, не говорят на собственном наречии, не ведут
какого-то особенного образа жизни. Ибо учение, которому они следуют, им открылось не в
раздумьях или хитроумии ученых людей и они не ссылаются, подобно некоторым, на
человеческие измышления. Живя в греческих или варварских городах так, как выпало на их
долю, они сообразуются с их внешними обычаями в пище, одежде и во всем, что касается
повседневной жизни, но при этом проявляют все то чудесное и парадоксальное, что
содержится в устройстве их сообщества. Ибо они живут на своей родине, будто
переселенные чужеземцы; они во всем участвуют, как граждане, и остаются в стороне от
всего, как иностранцы. Любая чужая страна — их родина, и любая родина — чужбина....
Коротко говоря, христиане в мире — то же самое, что душа в теле. Душа распространяется
по всем членам тела, и христиане распространились по всем городам мира. Душа обитает в
теле, и, однако, она не тело; так и христиане живут в мире, но они не от мира». Так, с самого
начала оказавшись в Империи, которая ее отвергала, Церковь
как бы отделила себя в своей сущностной духовности, требуя для себя только функций души,
которая бы оживляла тело государства. Положение христиан в Империи стало совершенно
иным после обращения Константина. Какими бы мотивами оно ни было продиктовано —
историки спорят об этом до сих пор, — его следствием стало превращение церковной
иерархии в сословие, влияние которого в государстве вскоре стало весьма значительным, а
иногда преобладающим. Как христианин ей подчинялся сам император, и это явствует,
например, из той решительности, с которой св. Амвросий выговаривал Феодосию после
побоища, устроенного им в Фессалониках в 390 г. С этого момента епископы дают ясно
понять, что Империя тесно связана с Церковью и что верность одной переплетается с
верностью другой. Амвросий говорит о Церкви как о главе Римского мира: «totius orbis
Romani caput Romanam Ecclesiam» (Epist, XI, 4) — и заявляет, что поскольку Сам Бог пожелал
этого по Своей справедливости, там, где ариан-ская ересь повредила веру в Бога, частично
повреждена и вера в Империю: «ut ibi primum fides Romano imperio frangeretur, ubi fracta est
Deo»* (De fide, II, 16). Это то время, когда в заслуженно широко известном фрагменте из
поэмы «Против Симмаха» (II, 578—636) поэт Пруденций изображает господство Рима как
промысленное Богом, чтобы соединить народы под одним законом в ожидании момента,
когда Христос соединит их в одной вере:
En ades, Omnipotens, concordibus influe terns! Jam mundus te, Christe, capit, quem congrege
nexu Pax et Roma tenent **.
Этому первому мечтанию, за которым последовали многие подобные ему, вскоре пришел
конец, как приходит конец всему. Под Церковью больше нет погибших империй. В 410 г.
готы под предводительством Алари-ха захватили и разграбили Рим. Нам трудно вообразить
значение этой катастрофы, ибо,
127 4. Церковь и общество
Тав таковой для Империи, она могла стать катастрофой и для Церкви. Со времени
обращения Константина язычники не переставали предрекать, что отказ от римских богов
приведет к гибели Рима; христиане, наоборот, утверждали, что процветание Империи
отныне связано с процветанием Церкви — и вот, Империя в руинах! Какой триумф для
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|