|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 127
характерных черт, расширяясь до границ Вселенной. «Любимый город Зевса» был не более,
чем «любимым городом Кекропа***», он был тем обществом, которое должно создаваться и
поддерживаться свободным со-
это
гласием его членов. Вселенная стоиков -
Город лишь в метафорическом смысле, так как он есть физический факт, то есть вообще все
данное как таковое, все части которого необходимо связаны друг с другом законом,
одновременно естественным и божественным, связаны их единомыслием, гармонией или
солидарностью (homonoia). Эта гармония существует, и она превращает Вселенную в единый
Город, но наша воля не имеет в ней никакого значения; все, на что способна философия, это
дать нам знание о том, кто мы есть, — граждане Города, который мы не должны строить, но
жителями которого являемся независимо от того, знаем мы о том или нет. Если обратиться к
свидетельствам Плутарха, Арриана и Страбо-на, то Александр Великий должен был сделать
только одно: поставить эту стоицистс-кую идею на службу своему военному империализму.
В чем-то более просвещенный, чем его учитель Аристотель, Александр делил людей не на
«эллинов» и «варваров», а на добрых и злых, и его миссия, как ему представлялось, состояла
в том, чтобы умиротворить мир, смешивая человеческие жизни и обычаи словно в чаше
любви, считая добрых подобными себе, а злых — чужими; ибо он полагал, что добрые — это
и есть настоящие эллины, а злые — настоящие варвары. Короче, как пишет Плутарх,
соединить всех людей в один народ ради жизни в мире и согласии под верховенством одного
Бога, Отца всех людей, — таков был идеал Александра («О мужестве Александра» — De
fortitudine Alex., I, 8; «Жизнь Александра» — Vita Alex., 27). Поэтому не случайно Август, став
императором, изобразил Александра на своей печати; но вместе с тем обнаруживается,
насколько это далеко не только от христианства, но и от Исайя. Подобно тому как Александр
стал богом в Египте, Август поставил свои алтари в Риме для римлян, в Лионе — для галлов,
а в Кельне — для германцев. Об этом культе свидетельствует сам Вергилий: «О Meliboee! deus
nobis haec otia fecit. Namque erit ille mihi semper deus....»
125 4. Церковь и общество
(Bucolica, 1,6—8)*. Не умаляя будущих возможностей, которые таил в себе империализм
Александра или Августа, следует четко отличать попытки установления господства над
миром силой, даже если при этом использовались благородные идеи, от идеала подлинного
общества, поистине универсального, основанного на свободном согласии умов и воль.
Согласно своему изначальному уставу, это общество было основано на вере в Иисуса Христа
и на обряде крещения (Мк. 16:16); открытое всем народам через всеобщую проповедь
Евангелия (Мф. 28:19; Мк. 16:15), оно с самого начала оформилось как Церковь (Мф. 16:18) и
возвестило Царство, которое не от мира сего. Спор, возникший позднее между Петром и
Павлом, настойчивое отделение Церкви от Синагоги и от язычников ясно показывают, как
трудно было для еврейского духа принять это внезапное расширение перспективы (Гал. 2:8);
но, благодаря апостольству св. Павла, христианское понятие подлинно вселенского
религиозного сообщества окончательно победило. Начиная с этого момента, религиозная
привилегия еврейского народа свелась к тому, что евреи были избраны Богом как свидетели
(Рим. 3:1—2), а условие спасения стало общим для всех: не соблюдение закона, но
праведность веры (Рим. 4:13—17; 9:6—13).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|