|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 126
поклоняющихся Богу Израиля, Богу единому и истинному. Но это общество нельзя
понимать как беспредельно разросшийся народ Израиля, не вступив в столкновение с
народами, которые его окружают и среди которых он живет. Более того, его нельзя так
понимать, не возбудив контруниверсализма народов, этносов или рас, не менее импери-
алистичных, чем народ Израиля, которые могут договориться между собой по меньшей мере
для того, чтобы его задушить; ибо в мире есть место только для одного избранного народа, и
если можно в крайнем случае допустить, что другие народы смирятся с тем, что однажды их
временный универсализм дойдет до своих пределов, то народ Израиля не может смириться с
ограничением своего универсализма, не отказавшись от своей сущности и одновременно от
своей миссии. Еврейский народ мог бы универсализироваться как народ, если бы остался
тем, чем он был в начале, — народом священников, чей универсализм состоял в том, чтобы
распространить по всему миру поклонение истинному Богу. Предоставляя колену Леви-еву
привилегию священства, другие колена теряли право отождествлять земную историю их
племени с историей духовного сообщества почитателей истинного Бога. Начиная с этого
момента, народ Израиля оказался перед дилеммой: либо интегрироваться, как обычный
народ среди других, в подлинно универсальное сообщество, которое готовился основать
Христос, либо упорствовать в стремлении расширить до пределов всего человечества
конкретную этническую группу. Но сама возможность выбора предполагала Откровение,
цели которого превосходили порядок мира и природы и тем самым были общими для всех
времен и народов и свободными от всякой привязки к какой-либо этнической группе.
Именно таким должно было быть христианское Откровение, единственное, с приходом
которого и благодаря которому идеал подлинно универсального общества станет отчетливо
различим и начнет воплощаться через Церковь.
Глава II. Латинские отцы и философи
124
Греческая философия не могла породить подобного движения. Платон никогда не ставил
проблем, выходящих за пределы Города, полиса, а аристотелевское разделение
человеческого рода на «эллинов» и «варваров» было прямо противоположно идее единого
религиозного сообщества, открытого для всех людей. Античный Город, не отделимый от
местных божеств и их культов, и Римская империя, которая была тем же Городом,
последовательно расширявшимся под покровительством римских богов, в одинаковой
степени препятствовали зарождению такой идеи. Кроме идеи универсализма еврейского
народа можно видеть только два универсализма — Александра Великого и стоиков, но оба
они существенно отличались от универсализма христианского.
Стоицизм несомненно представляет собой прорыв за тесные рамки античного Города в том
виде, в каком он провозглашается у Фукидида (II, 34—46) и определяется в «Политике»
Аристотеля: «Не следует, кроме того, думать, будто каждый гражданин сам по себе; нет, все
граждане принадлежат государству» (1337а, 28—29)*. Согласно пониманию Сенеки,
стоический мудрец, напротив, рассматривает себя как гражданина города, общего для богов
и людей, объединяемого строго установленными и вечными законами, который есть не что
иное, как Вселенная (Ad Marciam, 18,1). Может ли кто-нибудь утратить свои права
гражданства? Пусть он пользуется своими правами человека, ибо его родина не
ограничивается стенами города, она — весь мир: patriamque nobis mundum professi sumus**
(«О счастливой жизни», 4, 4). Сказано предельно четко, но подобные тексты можно найти во
многих произведениях — от гимнов Клеанфа до «Размышлений» Марка Аврелия. Заметим,
однако, что греческой город не утратил своих
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|