|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 125
не будет другого выбора: «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, —
погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60:12). Короче говоря, даже во втором
цикле пророчеств Исайя универсализм пророка остается по существу иудаизмом.
Дошедший до религиозного империализма, религиозный национализм еврейского народа
скорее усиливался, нежели менял свою природу. По призыву Пророков Израиль
предпринимает временное завоевание мира под защитой единого Бога — всемогущего Яхве.
Понимаемый таким образом еврейский идеал универсального религиозного сообщества
заключал в себе одновременно и внутреннее противоречие, и зерно высшей истины, которое
впоследствии позволит разрешить это противоречие. С одной стороны, израильский народ
оказался неспособным отделить идею универсального сообщества от идеи расы или, по
крайней мере, народа, окончательная победа которого должна обеспечить порядок и мир во
Вселенной. Существовал конфликт между универсализмом преследуемой цели и крайним
партикуляризмом используемых для ее достижения средств, так как в библейских текстах
речь всегда идет о наступлении Божьего народа на мир или о подчинении всего мира
Божьему народу. Разумеется, своим высшим зрением пророки видели мир, в котором царит
покой; причем здесь мы сталкиваемся с общественным идеалом гораздо более высоким,
нежели идеал греческих городов; но этот мир и покой остаются связанными с временной
победой одного города над другими, как будто унификация мира может быть делом одной
из его частей. Поэтому послание Израиля могло быть услышано миром только при условии
его деиудаизации и постановки на службу универсальному сообществу, где бы
провозглашались столь же универсальные средства, сколь универсальна цель.
123
4. Церковь и общество
Можно утверждать, что Израиль предчув-тв0Вал это средство с самого начала своей истории
и почти обладал им. Ведь заведомо де случайно то, что один из голосов Израиля
впоследствии вынес из него для всего мира Откровение — ясное, полное и окончательное.
Империализм Израиля от всех других древних империализмов отличают не военные или
политические средства завоевания, к которым он прибегал, как и все прочие, и даже не
преимущественно религиозная природа двигавших им мотивов, а, скорее, сама природа
этих мотивов, отличавшая их от других мотивов аналогичного характера. Коротко говоря,
плодоносное зерно иудейского универсализма — это еврейский монотеизм. Вся история,
которую мы пытаемся здесь обрисовать и которая остается ныне трагической
современностью, берет свое начало в Откровении, принесенном миру еврейским народом,
Откровении о том, что должно быть только одно общество, потому что есть только один Бог.
Стать орудием этого грандиозного Откровения, которое безусловно истинно и всего
значения которого мир еще не понял, — в этом заключается уникальное, ни с чем не
сравнимое величие народа Израиля. Но за всякое величие нужно платить, и Израиль платит
за свое величие страданиями, также ни с чем не сравнимыми, уникальными, как и это
величие. Из того, что должно быть только одно общество, потому что есть только один Бог,
не следует, что должен быть только один народ. Израиль спутал миссию, которая была
возложена на него как на народ священников — приготовить Царство Божье для Бога, — с
миссией, которую он позднее посчитал возложенной на него, — стать самому с помощью
Бога Царством Божьим. Весь трагизм истории Израиля в мире находит в этом пункте свое
окончательное объяснение и, если так можно выразиться, свое полное теоретическое
обоснование. Израиль никогда не забывал — и, возможно, не в его власти было это забыть, —
что от него родится поистине универсальное общество: общество
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|