|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 124
столь ясно сформулированный пророками, не тотчас устранил и заменил собой
религиозный национализм древнего Израиля.
Ибо остается фактом, что даже у самых убежденных представителей универсализма
стремление к универсальному религиозному обществу не исключало уверенности, что такое
общество должно сформироваться вокруг еврейского народа. Для этого были глубокие и
законные основания. Ведь именно этому народу прежде других открылся Яхве, в его среде
устроил Он свою обитель, ему вручил Он закон, культ и миссию распространять их по всему
лицу земли. Более того, разве не в Израиле Он явил свое удивительное могущество,
совершил многочисленные чудеса и поразил все другие народы вместе с их ложными
богами? Следовательно, совершенно естественно считать Иерусалим центром будущего
культа и провидеть, как в нем, вокруг святилища Яхве, собираются все народы, чтобы
образовать вместе с тем, что осталось от Израиля, сообщество поклоняющихся истинному
Богу.
Лучше всех пророков двоякий характер этого сообщества выразил Исайя. Насколько он его
понимает, это уже такое сообщество, которое прозревает свою универсальность, и узы,
связывающие его членов, имеют преимущественно религиозную природу. «Прежде Меня»,
говорит Яхве, «не было Бога, и после Меня не будет». Поскольку Яхве — единственный Бог, то
Он и единственный Спаситель. Таков религиозный
Глава II. Латинские отцы и философи
122
факт, и еврейский народ — своей историей и самим своим существованием — является его
живым «свидетелем» (Ис. 43:9—12; 44:6—8). По этой самой причине всякий народ, всякий
государь, участвующий в деле спасения Израиля, оказывается причастен Божьему делу как
орудие Божьей воли. Так, Кир — это помазанник Божий, избранный Яхве для служения делу
Иакова и Израиля, на которого Он возложил миссию восстановления Иерусалимского храма
(Ис. 45:1—7). Это расширение перспективы достигает значительных масштабов в
пророчествах Исайя второго цикла. Как только появляется загадочная фигура «Раба Яхве»*,
миссией Израиля очевидным образом становится распространение на всю Вселенную
обетованного ему Богом спасения: «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для
восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя
светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6). Однако эти
пророческие слова, в которых христиане без труда видят провозвестие Мессии, еще не
заключают предвидения возможности универсального религиозного сообщества, свободного
от всяких временных и территориальных привязок к определенному народу. «Раб Яхве» все
время говорит о спасении Израиля, но представляет он себе его в образе возрожденного
Иерусалима: его стены укроют и защитят свободный народ, а наследники, возвратившие
наследство — колена Израилевы, — будут пасти тучные стада при дорогах, восстановленных
их трудами. Тогда детям Израиля будет несть числа, и Яхве покорит этому огромному
народу скопище всех его врагов (Ис. 49:8—25). Этот новый Иерусалим, который св. Августин
позднее отождествит с Градом Божиим, в пророчествах Ветхого Завета еще не утратил
временных «привязок». Когда «Раб Яхве» говорит о будущем триумфе Иерусалима, то он
еще имеет в виду временную столицу временной Иудеи. Вокруг нее собираются все ее
сыновья; в нее притекают
все богатства мира и возлагаются в жертву на алтарь Яхве; «сыновья иноземцев будут строить
стены твои, и цари их — служить тебе». Добавим, что у этих народов и их царей
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|