|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 123
универсальных божеств. Культ этих божеств оставался политеистическим и синкретическим.
Напротив, для религиозного мышления евреев — постольку, поскольку они были верны
культу Яхве — характерна непримиримая оппозиция ко всякому синкретизму. Истинный
Бог не подчиняет Себе других, Он даже не стремится их поглотить, Он просто отрицает их
существование и устраняет. Распространение религии Яхве было не результатом ее
постепенной контаминации с другими культами, но, напротив, ее последовательного
очищения и углубления. По мере того как Яхве все яснее осознавался не только как самый
могущественный из богов, но как единственный истинный Бог, потому что Он —
единственный Творец неба и земли, Он обязательно должен был отказаться от того, чтобы
замыкать Свой культ в пределах одного народа. Творец и Отец всех народов, а не только
евреев, Яхве с полным правом был Богом всех людей и ни в коем случае не был только Богом
евреев. Драма, развернувшаяся в сознании Пророков Израиля, проистекает целиком отсюда.
Для них речь шла о том, что
121
4. Церковь и общество
fox понять и даже во всеуслышание проповедовать, что в силу самой Своей природы Бог, (уг
которого Израиль получил исключительное Откровение, не является и не может более
оставаться только Богом евреев.
Связь, посредством которой соединены между собой все эти идеи, невозможно выразить
более ярко, чем это сделал Исайя. Бог, сотворивший небо и землю, не есть один из богов
среди прочих, Он не есть даже верховный властелин наподобие бога Солнца, Он —
единственный, кто действительно достоин имени Бога. Неужели в этом случае один только
Израиль мог быть призван поклоняться Ему? И почему один Израиль претендует на то, что
спасен Им? «Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те,
которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. Объявите и
скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед
сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, — Бога праведного и спасающего
нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет
иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною
преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис. 45:20—23). Несомненно.
Израиль еще не забывает о своей миссии избранного народа; в нем и им осуществляется
спасение мира, но с этого момента он должен уповать именно на всеобщее спасение.
В этом смысле провидит пророк обращение эфиопского народа (Ис. 18:7); пять городов в
земле Египетской будут говорить на языке ханаанском и клясться Яхве воинств (Ис. 19:18);
посреди земли Египетской будет воздвигнут алтарь Яхве (Ис. 19:19); Яхве явит Себя Египту,
«и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и Дары», и, когда большая
дорога соединит Египет с Ассирией, Израиль присоединится к этим двум народам и
«благословение будет посреди земли»; тогда Яхве воинств благословит их словами:
«благословен народ
Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Мое — Израиль» (Ис. 19:21—
25). С этого момента становится ясно, что спасение, которого желает Яхве, это не спасение
одного народа в противовес другим, но «покрывающее все народы» (Ис. 25:7). Таков, в
частности, смысл истории пророка Ионы: эту интерпретацию подтверждают
многочисленные свидетельства псалмов. Это признано всеми толкователями Ветхого Завета,
и проблема, скорее, состоит в том, чтобы понять, почему универсалистский идеал,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|