|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 122
всех других, а потому, что Яхве любит его, и этого достаточно. Своим избранным народом
Господь управляет в точности так же, как царь своими подданными: Это «Бог верный,
Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до
тысячи родов, и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их» (Втор. 7:6—10). Угроза
направлена прежде всего на сам избранный народ, но он может, если захочет, избежать ее
последствий; что же касается народов, враждебных Израилю, то для них нет никакого
спасения от небесного суда:
Глава П. Латинские отцы и философи
120
всех их — хеттеев, гергесеев, аморреев, ха-нанеев, ферезеев, евеев и иевусфеев—Яхве обещает
покорить Израилю: «И предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их
заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор. 7:2). Хорошо известно, что
еврейский народ остался верен этому предписанию и что войны, которые он вел против
своих врагов, часто были войнами на уничтожение (Втор. 13:15—17).
История древнего Израиля до эпохи Пророков была историей народа, усыновленного Богом,
благословляемого Им, когда этот народ проявлял верность, и проклинаемого, когда он
обнаруживал неверность: «И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его
народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, и что Он поставит
тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь
святым народом у Господа, Бога твоего, как Он говорил» (Втор. 26:18— 19). Это весьма
примечательные выражения, потому что здесь мы видим, что не бог какого-то народа
борется за него против других народов и богов, а что единственный истинный Бог свободно
избирает один народ, чтобы сделать его Своим народом и образовать с ним сообщество, из
которого все другие народы будут исключены. Сильный этим обетованием, Израиль
приступил к завоеванию других народов, стремясь к их покорению или даже уничтожению,
а не к тому, чтобы побудить их вступить вместе с ним в более широкое религиозное
сообщество, где найдут свое место все поклоняющиеся истинному Богу.
Бог для народа и посредством народа — такова в действительности формула, которая
наиболее удачно выражает первоначальную позицию еврейского народа. Напротив,
Пророки Израиля проповедовали более широкую и всеохватывающую религию. Даже если
верно то, что им так и не удалось добиться ее полной победы, — возможно, потому, что они
сами не прониклись ясным представлением о такой религии, — их идеал отражает
решающий прогресс на пути к религиозному универсализму. Для евреев не составляло
труда понять, что избранный народ может быть однажды оставлен Богом, так как эта угроза
нависала над ним со дня его избрания; а оно состояло, скорее всего, в замысле такого
религиозного сообщества, которое было бы связано лишь общим поклонением истинному
Богу и вступить в которое были призваны, таким образом, все почитатели Яхве, к какому бы
народу они ни принадлежали. Этот идеал был неразрывно связан с еврейским пониманием
единого Бога — Творца всех людей; поэтому естественно, что это заметили все главные
израильские пророки и сделали определенные выводы, которые должны были
способствовать религиозному единству человеческого
рода.
Распространение пророками национальной религии ничуть не напоминало то, что
происходило у других народов в связи с принятием астральных и, следовательно,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|