|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 118
то же место, что «Британская энциклопедия» или «Ларусс» в современных библиотеках.
Постоянно возникала необходимость обращаться к ним.
Впрочем, другие произведения Исидора позволяют дополнить краткие обобщенные данные,
характерные для многих частей его энциклопедии. Сочинения «О католической вере» («De
fide catholica») и «Три книги сентенций» («Sententiarum libri tres») были учебниками
теологии; в трактате «О порядке творений» («De ordine creaturarum») можно найти элементы
космографии, в трактате «О природе вещей» («De natura rerum») — сведения по
космографии и метеорологии, в «Хрониконе» — по всеобщей истории, в «Истории о царях
готов и вандалов» — по современной Исидору истории. Многие его работы посвящены
источникам, которыми он пользовался, однако это не источники мысли, а материалы для
словаря. Но это не уменьшает их пользы, поскольку они позволяют видеть, как
формировался «осадок» общих познаний, накопленных классической латинской культурой;
он-то и станет первым источником знаний, которыми будет жить Европа в эпоху высокого
средневековья. Исидор по крайней мере способствовал обогащению данного источника.
В этом смысле нашего внимания заслуживает и почти забытый сейчас Мартин из Брака
ры (ум. в 580). Этот епископ был моралистом, любил Сенеку и вдохновлялся им; но можно
сказать, что он его не просто копировал в своем «Воспроизведении слов Сенеки» («Senecae de
copia verborum») (этот труд известен еще под двумя названиями — «Формула достойной
жизни» («Formula vitae honestae») и «О четырех добродетелях» («De quatuor virtutibus»), a
также в трактатах «О гневе» («De ira») и «О бедности» («De paupertate»). В произведениях
такого рода мысль не заходила слишком далеко, но их значение заключается прежде всего в
том, что они сохранили от забвения некоторые основополагающие понятия о достоинстве
нравственной жизни и абсолютной ценности добродетели. Большего и не нужно было,
чтобы сохранить живой идеал в сердцах хотя бы нескольких людей. Этой искре требовалась
лишь благодатная почва, чтобы вновь обрести силу и охватить все вокруг. В особенности эти
скромные произведения поддерживали очень живое в средние века чувство общности
культуры, связывающее христиан независимо от их происхождения со всем лучшим из того,
что породила классическая античность. Кассиодора больше не читают, хотя чарующий дух
его произведений все еще доставляет удовольствие; в энциклопедию Исидора заглядывают
только из любопытства или чтобы проверить ссылки; Мартин из Бракары — имя, известное
лишь нескольким специалистам; но те, кто знают, какую активную роль сыграли в свое время
эти хранители разрушенной цивилизации, и теперь испытывают к ним чувство глубокой
признательности.
В VI веке порыв древней римской культуры, кажется, уже совсем иссяк. Латинские отцы
стали продолжателями этой культуры ради развития христианской мысли, но в ту эпоху
Римская империя — там, где она зародилась, и со всем своим естественным окружением —
окончательно распадалась. Имя ее действительно последнего представителя — папа
Григорий I, который благодаря своему гению организатора был назван Григорием Великим
(540—604)*. Происходя из римской патрицианской семьи, он по
117 3. От Боэция до Григория Великого
праву рождения унаследовал традиционную культуру своей страны, и это наложило
отпечаток на его творчество. Но огромный успех его произведений объяснялся скорее всего
тем, что они отвечали потребностям церкви, реформатор литургии и церковного пения,
которое и сегодня называют «григорианским», он написал «Книгу о пастырском
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|