|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 117
О первом из них можно сказать, что Кассиодор следует уже сложившемуся литературному
жанру. К тому времени имелось несколько трактатов «О душе», а впоследствии появятся
трактаты «О разуме» («De intellectu»). Трактат Кассиодора был результатом вдохновленности
автора трудами Августина на ту же тему («De quantitate animae», «De origine animae»)**, а
также сочинением «О статусе души» («De statu animae»), написанным Клаудианом Мамер-
том*** около 468 г. Мы не раз отмечали, что первоначально христианская мысль не слишком
решительно отвергала стоицистс-кий материализм. Но легко заметить, что эта тенденция
исчезала там, где был влиятелен неоплатонизм Августина. Так, Клаудиан допускал, что
душа, как и всякое сотворенное существо, должна входить в одну или несколько категорий,
например в такие, как субстанция и качество, но он исключал ее из категории количества. В
согласии с Августином он не приписывал ей никаких иных Достоинств, кроме чисто
метафорического Достоинства познания и добродетели. Аналогично в своем трактате «О
душе» Кассио-Дор утверждает духовную природу души. Конечная субстанция — в силу
своей изменчивости и тварности, — целиком присутствует во всем теле, но она
нематериальна, поскольку способна к познанию, и бессмертна, поскольку духовна и проста.
На этот трактат будут в дальнейшем многократно ссылаться, а еще чаще использовать его
для плагиата. Что касается «Наставлений», то их II книга станет служить учебником в
монастырских школах, причем настолько широко, что ее будут считать отдельной книгой
под названием «Об искусствах и дисциплинах свободных искусств» («De artibus ас discip-linis
liberalium litteraram»). Действительно, она сама по себе составляет своего рода энциклопедию
свободных искусств или, точнее, всего того, что необходимо и достаточно, чтобы монах мог с
пользой изучать Писание и затем учить ему других. Кассиодор подкрепляет свой замысел
авторитетом св. Августина, и далее мы увидим — почему. Успех энциклопедии Кассиодора
был обусловлен изящным и доступным стилем ее автора; в то же время популярность
аналогичного сочинения Исидора Севильского (ум. в 636) объяснялась большим количеством
понятий и определений из всех областей, которые она предоставляла в распоряжение
читателей. Его «Начала», или «Этимологии» («Etymologiae»)****, представляют собой нечто
вроде энциклопедического справочника в 20 книгах, для которых подходят оба указанных
названия. Исидор был убежден и убедил огромную аудиторию своих читателей в том, что
исходная природа и сама сущность вещей познается из этимологии обозначающих их имен.
Если настоящая этимология слова неизвестна, то можно изобрести ее ad propositum—по
предположению, исходя из поставленной задачи. Истинные и ложные, нередко искусно
придуманные, иногда смешные, этимологии Исидора передавались из поколения в
поколение до самого конца средних веков. Вот содержание этой знаменитой энциклопедии:
Книга I — Грамматика; II
— Риторика и диалектика; III — Арифметика, геометрия, астрономия, музыка (таким
образом, три первые книги охва-
116 Глава П. Латинские отцы и философи
тыкают совокупность свободных искусств); IV — Медицина; V — Общая история творения до
627 г. христианской эры; VI — Священные Книги и дела Церкви; VII — Бог, Ангелы и члены
Церкви; VIII — Церковь; DC — Языки, народы, государства, семья; X — Словарь; XI —
Человек; XII — Животные; ХП1 — Космография; XIV — География; XV
— Памятники, пути сообщения; XVI — Петрография, минералогия; XVII — Сельское
хозяйство и садоводство; XVIII — Войско, военное дело, игры; XIX — Морское дело, одежда;
XX—Питание, домашнее хозяйство, земледельческие орудия. Успех этого произведения
объясняется просто: в средневековых библиотеках «Этимологии» занимали
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|