|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 114
животным фактом свой злобы, и в их наказание. Интерпретируя в моральв смысле
мифологию «Федра», Боэций по. гнет, что уже в этой жизни жадный прев; щается в волка из-
за своей алчности, хитрый становится лисицей, ленивый — ослом, р кратный — свиньей.
Боэций нисколько сомневается, что после смерти виновны! души ожидает чистилище, а
преступников ждут тяжкие муки в аду, но он не проявляет желания рассуждать об этом.
За психологией следует физиология, наука о природе. То, что предложил Боэций
прекрасном стихотворении из трактата утешении философией» (кн. Ш, 9), пред ет собой
резюме из 28 строк откомментиро] ною Халкидием «Тимея». Уступая щедро своей идеи
блага, Бог украшает хаотичную ма4 торию формами по образу идей; здесь кратко, но четко
указано на учения о числах, элемент тах, душе мира и освобождении души посредством
созерцания. В этом космологическом сценарии нет ничего оригинального, однаш Боэций
углубил его в двух пунктах: касательно отношения Провидения и судьбы и касательно
метафизической структуры существ.
В согласии с Халкидием Боэций подчиняет Провидению то, что он называет судьбой.
Рассматриваемый с точки зрения упорядочивающей мысли Бога, порядок вещей есть
Провидение; рассматриваемый как внутренний закон, управляющий изменением вещей
изнутри, он есть судьба. Речь здесь идет о двух различных реальностях, ибо Провидение есть
Бог и оно вечно пребывает в своей совершенной неподвижности, тогда как судьба, которая
есть лишь закон следования самих вещей, развертывается вместе с ними во времени. Будучи
осуществлением во времени вечных предписаний Провидения, судьба не противодействует,
но лишь служит ему. Однако она не нарушает человеческой свободы. В последовательности
113
3. От Боэция до Григория Великого
вижений концентрических окружностей тентр остается неподвижен; чем больше человек
отворачивается от Бога и удаляется от своего центра, тем больше он влеком судьбой; но чем
больше он приближается к Богу, тем более он неподвижен и свободен. Тот, кто твердо
пребывает в созерцании высшего Интеллектибельного, тот будет одновременно и
совершенно неподвижен и совершенно свободен. Здесь мы сталкиваемся с любопытным
фактом отхода от стоицизма в направлении христианского платонизма.
Вторая проблема, глубоко разработанная Боэцием, входит в число тех, где его мысль
оказалась наиболее личностной и наиболее плодотворной. Вслед за Платоном и Августином
он отождествляет бытие с благом, а небытие — со злом. То есть для всего сущего быть и быть
благим — одно и то же. Но если вещи субстанциально благи, то чем они отличаются от Блага
самого по себе, которое есть Бог?
Ответ Боэция заключен в формулу, лапидарность которой даст в дальнейшем повод для
многочисленных комментариев: diversum est esse et id quod est*. Что это означает? Всякое
индивидуальное сущее есть уникальный набор акциденций, не сводимый ни к какому иному.
Такая совокупность взаимосвязанных детерминаций (размеры, чувственно воспринимаемые
свойства, фигура и т. д.) — это то, что есть (id quod est). «То, что есть» получается из
совокупности частей, составляющих целое: оно есть все они вместе, но не есть ни одна из них
в отдельности. Поскольку, например, человек состоит из души и тела, он есть одновременно
и душа, и тело, но не есть только душа или только тело. Таким образом, в любой своей
отдельной части человек не есть то, что он есть (in parte igitur non
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|