|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 113
смерти, он мог найти утешение лишь в размышлении о Божьем провидении, с которым
следует сочетать волю, если желаешь быть счастливым вопреки всем превратностям судьбы.
Именно там (кн. II, § 1—2) Боэций рисует знаменитую аллегорию Колеса фортуны, которой с
тех пор иллюстрируют эту книгу мастера миниатюры. Природные существа естественным
образом стремятся к естественным местам своего обитания, где им гарантировано
выживание; человек может и должен делать то же самое, но он это делает при участии воли.
Воля — синоним свободы. Как согласовать волю с Провидением, которое все предустановило
заранее и не оставило места случаю? Дело в том, что воля такова — и, следовательно,
свободна — только потому, что человек наделен разумом, способным познавать и выбирать.
Чем лучше человек пользуется разумом, тем он свободнее. Бог и высшие интеллектибельные
субстанции владеют настолько совершенным знанием, что их суждение непреложно;
следовательно, их свобода совершенна. Душа человека тем свободнее, чем в большей степени
она сообразуется с божественным Разумом; и она становится менее свободной, когда
отворачивается от него и обращается к познанию чувственных предметов; она еще менее
свободна, когда допускает господство страстей, исходящих от тела, которое она оживляет.
Хотеть того, чего желает тело, — крайняя степень рабства; хотеть того, чего желает Бог,
любить то, что любит Он, — высшая свобода и, следовательно, счастье:
О felix hominum genus Si vestros animos amor, Quo coelum regitur, regat**.
112 Глава II. Латинские отцы и философи
Могут возразить, что проблема фактически осталась незатронутой: если Божье предвидение
непреложно, то или наша воля не сможет решить иначе, чем Он предвидел, и тогда она
несвободна, или она все-таки сможет это сделать, и тогда непреложность Провидения
поставлена под вопрос. Это — классическая проблема «случайного будущего». Простой
логический вопрос Аристотеля, который не учил о предвидении Богом человеческих
поступков, поставил перед христианами одну из самых трудных метафизических и
теологических проблем: как согласовать нашу свободу с предвидением наших поступков
Богом? Ответ Боэция заключается в разделении двух проблем — предвидения и свободы.
Бог, безусловно, предвидит свободные поступки, но предвидит их именно как свободные; тот
факт, что эти поступки предвидимы, не делает их необходимыми. Впрочем, мы ставим
проблему в такой плоскости вследствие некоторой иллюзии. Бог вечен, а вечность—это
полное, совершенное и одномоментное обладание бесконечной жизнью (aeternitas est
interminabilis vitae tota simul etperfectapossessio)*; следовательно, Бог живет в постоянном
настоящем. В мире дело обстоит иначе, ибо мир длится во времени, и даже если допустить
вместе с Аристотелем, что он существовал всегда, то его следует рассматривать как
постоянный (постоянно меняющийся), а не как вечный (в неподвижности тотального
присутствия). «До» и «после» есть в последовательности событий, но не в тотальном
наличном знании, которым располагает Бог. Он не предвидит, Он предусматривает; имя
его—не «предвидение», а «провидение»; Он вечно видит необходимое как необходимое и
свободное как свободное. Я вижу, что восходит солнце: тот факт, что я это вижу, не причина
того, что оно восходит. Я вижу, что идет человек: это не принуждает его идти. Аналогично,
неподвижное и постоянное видение Богом наших свободных действий ни в чем не нарушает
их свободы.
Скупой на уточнения относительно происхождения души, Боэций не более расточителен,
когда касается вопроса о ее конце.
Он настаивает на санкциях, неотъемле от моральной жизни самой по себе: люди
уподобляются Богу фактом своей д роты, и в этом их воздаяние; злые уподо ются
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|