|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 106
произведений подобного рода. О жизни св. Августина см.: Bardy G. Saint Augustin. P., 1940. О
его интеллектуальной эволюции см.: Boyer Ch. Christianisme et ueoplatonisme dans la
formation de saint Augustin. " 1920. В целях комплексного доктринального изучения св.
Августина см.: Martin J. Saint Augustin. P., 1901, 2е ed. P., 1923; Gilson E. Introduction a l'etude de
saint Augustin. P., 1929, 2e ed. P., 1943 (содержит довольно обширную библиографию). О
влиянии св. Августина в средние века см.: Grabmann M. Der Einfluss des heiligen Augustinus
auf die Verwertung und Bewertung der Antike im Mittelalter // Mittelalterlicb. es
Geistesleben, Munchen, 1936, Bde. 1-2; Bd. 2, S. 1-24; idem. Des heiligen Augustinus Quaestio de
Ideis (De deversis quaestionibus 83, qu. 46), in ihrer inhaltlichen Bedeutung und mittelalterlichen
Weiterwirkung // Ibid., S. 25-34; Augustins Lehre von Glauben und Wissen und ihr Einfluss auf das
rnittelalterliche Denken // Ibid., S. 35-62.
3. ОТ БОЭЦИЯ
ДО ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО
Боэций (Аниций Манлий Торкват Северин Боэций) родился в Риме около 470 г., умер около
525 г.; он учился сначала в Риме, затем в Афинах*. Приближенный готского короля
Теодориха, консул, впоследствии — управляющий дворцом (magister palatii), Боэций был
обвинен в заговоре, имущество его было конфисковано, а его самого заключили в тюрьму. Во
время длительного заточения он написал сочинение «Об утешении философией» («De
consolatione Philo-sophiae»), стремясь, углубившись в мудрость, отвлечься от своих невзгод. В
конце концов Боэций был казнен в Павии, и, поскольку его осуждение первоначально
объясняли религиозными мотивами, его долгое время считали мучеником; местный культ
Боэция в Павии был в 1883 г. подтвержден официально. В то же время современная критика
долго подвергала сомнению подлинность традиционно приписываемых ему теологических
сочинений («Opuscula»), и, поскольку они — единственные из всех его трудов, которые
имеют несомненно христианский характер, их принадлежность другому автору лишила бы
нас оснований утверждать, что Боэций был если не мучеником, то по крайней мере
христианским автором. Обнаружение в 1877 г. Хольдером (Holder) фрагмента одного из
сочинений Кассиодо-ра, в котором Боэцию приписано сочинение «Книга о Святой Троице и
несколько глав о догматике» («Librum de sancta Trinitate et capita quaedam dogmatica»), по-
видимому,
106 Глава П. Латинские отцы и философи
положило конец этому спору и решило вопрос в пользу подлинности «Opuscula»
(«Опускула»).
Творчество Боэция многообразно, и нет ни одного его аспекта, влияние которого не
ощущалось бы в средние века; однако ни в чем его авторитет не был признан столь широко,
как в области логики. Ему принадлежат первый комментарий к «Введению» («Исагогу»)
Порфирия*, переведенному на латинский язык Марием Викторином, и второй комментарий
к этому же произведению, вновь переведенному самим Боэцием; перевод «Категорий»
Аристотеля и комментарий к ним**; перевод «Об истолковании» Аристотеля и два
комментария к нему: один — для начинающих, другой — для более подготовленных
читателей; переводы «Первой аналитики» и «Второй аналитики», «Опровержения
софистических аргументов» и «Топики» Аристотеля; серия логических трактатов: «Введение
в категорические силлогизмы» («Introductio ad categoricos syllogismos»)***, «О
категорическом силлогизме» («De syllogismo categorico»), «О гипотетическом
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|