|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 105
Августина. Поскольку его гений был поста точен, чтобы преодолеть это сопротивление! ему
удался такой теологический труд, кото! рый в значительной степени не удался Орм гену, но
поскольку это сопротивление в onJ ределенных пунктах было непреодолимо, не* которые
неясности, свойственные его фило! софии, сохранились надолго — как призыв к какой-то
новой реформе католической мысли и к новым усилиям по их разъяснен нию.
Ни эта реформа, ни эти усилия не могли обойти стороной Аристотеля. Платон на-j столько
близко подошел к идее творения, насколько это возможно, не формулируя ее в явном виде,
однако платоновская вселенная вместе с живущим в ней человеком представляет собой лишь
образы, слишком далекие от реальности, чтобы заслуживать названия бытия. Аристотель
отошел от идеи творения, однако описанный им вечный мир обладал сущностной
реальностью и, если так можно выразиться, онтологической плотностью, достойными
работы Творца. Чтобы из «мира» Аристотеля сделать творение, а из «Бога» Платона —
истинного Творца, нужно было преодолеть то и другое посредством какого-то смелого
толкования «Я есмь» Книги Исхода. Великая заслуга св. Августина состоит в продвижении
толкования до неизменности бытия, ибо оно весьма вер
105 3. От Боэция до Григория Великого и в
гениальном выводе из него всех воз-н°' Ь1Х
следствий, которые это толкование ебе
заключает. Чтобы пойти дальше, было В
бходимо новое усилие гения, и это стало делом
св. Фомы Аквинского. литешура
Макробий: Ambrosii Theodosii Macrobi.... Commentarium in «Somnium Scipionis». Lipsiae
(Leipzig), 1868; 2eed., 1893; Schedler M. Die Philosophic des Macrobius und ihr Einfluss auf die
Wissenschaft des christlichen Mittelalters. Munster,
1916.
Халкидий: Platonis Timaeus, interprete Chalcidio, cum ejusdem commentario. Lipsiae (Leipzig),
1876; Switalski B. Des Chalcidius Kommentar zu Platos Timaeus. Munster, 1902.
Кандид Арианин: Liber de generatione divina. Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completus.
Series latina, t. 8, col. 1013-1020).
Марий Викторин: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completus. Series latina, t. 8; Monceaux P.
Histoire litteraire de l'Afrique chretienne depuis les origines jusqu' a l'invasion arabe. P., 1901-1923,
vol. 1-7; v. 3, p. 373-422.
Св. Августин: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completus. Series latina, t. 32-47. Лучшим
введением в корпус произведений Августина является статья: Portalie E. Augustin, saint (art.) //
Dictionnaire de theologie catholique, v. 1, col. 2268- 2472. Эта статья, в которой нет ни одного
лишнего слова и которая содержит материал очень большего объема, — шедевр
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|