|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 103
около 412 г., только усилили его пафос. Невозможно в течение двадцати лет выдерживать
споры подобного рода, чтобы не допустить порой в пылу полемики крайних выражений.
Неустанно отвечая на возражения, в которых отрицалась необходимость благодати, можно
было иногда забыть о свободе воли, и наоборот. Тем не менее центральное положение
Августина всегда остается неизменным и ясным: благодать необходима свободной воле
человека для успешной борьбы с приступами желаний, извращенных грехом, чтобы иметь
заслугу перед Богом. Без благодати Закон можно по-
103 2. Латинский платонизм ТѴвека
ть; с ее помощью его можно исполнить. Таким образом, инициатива Бога — блого-тЬ
предшествует в нас всякому действенному усилию к тому, чтобы подняться. Она,
несомненно, рождается из веры, но самавера есть благодать. Поэтому вера стоит впереди дел
— не в том смысле, что она освобождает от необходимости исполнения добрых дел, но
потому, что добрые дела и ихценность появляются от благодати, а не наоборот. С другой
стороны, нельзя забывать, что благодать — это помощь, оказываемаяБогом свободной воле
человека; первая неустраняет последнюю, но сотрудничает спей, восстанавливая
действенную способ
ность свободной воли к благу, способность, которой лишил ее грех. Чтобы творить добро,
требуются два условия: дар Бога, то естьблагодать, и свобода воли. Без свободнойволи не
было бы и проблемы; без благодатисвободная воля не пожелала бы блага, а еслибы
пожелала, то не смогла бы его совершить. Поэтому следствием благодати является
неподавление воли, а превращение ее из злой, которой она стала, в добрую.
Возможностьупотреблять во блого свободную волю (liberum orbitrium) и есть свобода
(libertas). Способность делать зло неотделима от свободной воли, но способность его не
делать
признак свободы; быть утвержденным вблагодати до такой степени, чтобы оказать ся не в
состоянии делать зло, есть высшаястепень свободы. Человек, в котором в наиболее полной
мере царит благодать Христа,
самый свободный человек: истинная свобода — это служение Христу (libertas vera est Christo
servire).
Эта полная свобода недоступна нам в этой жизни, но приближение к ней здесь — средство
достичь ее после смерти. Внутренне отвернувшись от Бога и обратившись к телу, мы ее
потеряли; отвернувшись от тела и обратившись к Богу, мы сможем ее обрести вновь.
Падение было проявлением алчности, возвращение к Богу есть проявление Милосердия,
которое есть любовь к тому, что единственно достойно любви. Выраженное
в понятиях познания обращение к Богу заключается в усилии разума, который трудится над
обращением от чувственного к умопостигаемому, то есть от науки к мудрости. «Низшим
разумом» называют разум, который предается изучению чувственных предметов,
меняющихся отражений Идей; «высшим разумом» называют тот же разум в его усилии
освободиться от чувственно-индивидуального и постепенно возвыситься до умственного
созерцания Идей. Платон и Плотин знали, что такова цель, к которой следует стремиться;
представляется даже, что порой они ее достигали в состоянии какого-то экстаза, длящегося
не более мгновения. С тем большим основанием может ее достичь
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|