|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 102
не южет рассматриваться как бытие. Строго пворя, зло не есть. То, что обозначается этим
словом, сводится к отсутствию блага в
102 Глава П. Латинские отцы и философи
некоторой природе, которая должна им обладать. Именно это имеют в виду, говоря, что зло
есть некоторое лишение. Следовательно, падшая природа есть зло постольку, поскольку она
искажена грехом, но она есть блого постольку, поскольку она природа; точнее, она есть то
добро, в котором существует зло и без которого она не могла бы существовать.
Этот тезис позволяет объяснить наличие зла в мире, созданном благим Богом. Если речь
идет о естественном зле, то следует вспомнить, что всякая вещь, взятая сама по себе, хороша,
поскольку она есть. Разумеется, всякое создание в конце концов погибнет, но, если судить,
имея в виду Вселенную, то разрушение одного восполняется появлением другого, и, как
слоги, составляющие поэму, сама эта последовательность создает красоту Вселенной. Что
касается морального аспекта, то он возникает лишь в действиях разумных созданий.
Поскольку эти действия зависят от суждения разума, они свободны; нравственная вина
возникает оттого, что человек злоупотребляет свободой воли*. За это несет ответственность
он, а не Бог. Несомненно, можно возразить, что Богу не следовало бы наделять человека
такой волей, которая способна пасть, и во всяком случае нужно признать, что свобода воли
не есть абсолютное блого, поскольку она неизбежно сопряжена с опасностью. Но тем не
менее это есть блого и даже условие величайшего из благ — блаженства. Быть счастливым —
конечная цель каждого человеческого существа; чтобы им стать, человеку нужно отвернуться
от себя и обратиться к Высшему Благу, возжелать его и достичь — следовательно, ему нужно
стать свободным. Вместо этого человек отвернулся от Бога, чтобы заниматься собой и
получать удовольствие от вещей, которые ниже его. Именно в этом заключается грех,
который ничто не делало неизбежным и за который несет ответственность только сам
человек.
Нарушение Божьего закона — первородный грех — имело своим следствием бунт
102
тела против души, из которого произошли вожделение и невежество. Душа была сотворена
Богом, чтобы управлять телом человека, но теперь она сама управляется телодЛ Обращенная
отныне к материи, душа насы-Я щается чувственным и, поскольку ощуще-Я ния и образы
она извлекает из самой себяД истощается, снабжая ими человека. Как вы-Я ражается
Августин, она отдает им частиц» своей субстанции. Истощенная потерей суб Я станции,
покрытая коростой чувственный образов, душа вскоре перестает узнавать са| мое себя; она
доходит до того, что верит толь-Я ко в реальность материи и даже себя прини-Я мает за тело.
Это именно так, и не от телах своей могилы, следует ей освободиться, ноя прежде всего от
зла.
Душа, находящаяся в состоянии падения, I не может спастись собственными силамий
Человек может пасть самопроизвольно, то | есть под воздействием свободной воли, но его
свободной воли недостаточно, чтобы подняться. Поэтому дело не только в том чтобы
захотеть, но в том, чтобы смочь. Решающим моментом биографии Августин было открытие
греха, неспособности подняться без благодати Искупления и возможности победы над
грехом с помощью Бога. Отсюда понятно, почему с самого начала своего учительного пути
он настаивал на необходимости благодати, причем с такой энергией, которой не знали со
времени св. Павла. Ожесточенные споры с пелагианами, начавшиеся
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|