|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 96
углублять его и, старея, станет все меньше и меньше из него черпать; но вся его философская
техника — оттуда. Однако со дня его обращения между ним и неоплатониками
существовало коренное различие. Манихеи обещали привести его к вере в Писание путем
чисто рационального познания — Августин же с момента обращения поставил
себе задачей посредством веры в Писание дс стичь заключенного в нем разумения. Безус,
ловно, принятию истин веры должна пред.; шествовать определенная работа ума; хотя эти
истины недоказуемы, можно доказать.) что в них допустимо верить, и это — задача разума.
Следовательно, вере предшествуе вмешательство разума, но есть и второй эта
интеллектуальной работы, который следуе за верой. Основываясь на переводе текста! Исайя
в Септуагинте*** — впрочем, не впол-1 не точном, — Августин не устает повторять: I «Если не
уверуете, не поймете» («Nisi] credideritis, non intelligetis»). Истины, откры-1 тые Богом,
необходимо принять верой, если! желаешь затем приобрести некоторое рациональное
знание — знание о содержании веры, доступное человеку здесь, на земле. В знаменитой 43-й
проповеди эта мысль о двоякой деятельности разума изложена в виде великолепной
формулы: «пойми, чтобы уверовать, веруй, чтобы понять» («intellige ut credas, crede ut
intelligas»). Впоследствии св. Ансельм выразит эту мысль в формуле, которая не
принадлежит Августину, но точно соответствует его мысли: вера, ищущая понимания (fides
quaerens intellectum).
Эта мысль присутствует у Августина с самого начала его творчества как христианского
писателя и вдохновляет целую серию произведений самого разного характера, и в каждом из
них можно найти указание на его философскую позицию. Но к чисто философскому
размышлению близки, естественно, ранние труды. К этому периоду, когда он был еще
катехуменом****, восходят сочинения «Против академиков» («Contra Acade-micos»), «О
блаженной жизни» («De beata vita»), «О порядке» («De ordine») (все относятся к 386 г.»),
«Беседы с самим собою» («Soliloquia»), «О бессмертии души» («De immortalitate animae»)
(относятся к 387 г.) и, наконец, «О музыке» («De musica»), начатое в 387 г. и завершенное в 391
г. Между его крещением (387) и рукоположением (391) история философии получила такие
труды, как «О количестве души» («De quantitate animae»)
97 2. Латинский платонизм TV века
388), «О Книге Бытия, против мани-хеяДев ( е Genesi contra Manichaeos») /Tgg 390), «О
свободной воле» («De libero
arbitrio») (388-395), «Об учителе» («De magistr0) (389), «Об истинной религии» («De vera
religione») (389--391), «О различных вопросах — 83» («De diversis quaestionibus 83») (389-396)*.
Став священником, Августин почти исключительно посвящает себя теологическим и
экзегетическим проблемам. Следует упомянуть еще и такие его сочинения, как трактат «О
пользе веры» («De utilitate credendi») (391-392), необходимый для изучения его метода, «О
буквальном смысле Книги Бытия как незавершенной» («De Genesi ad litteram liber
imperfectus») (393-394), «О христианском учении» («De doctrina Christiana») (397)**, сочинение,
которое будет господствовать в христианской культуре средних веков, а также «Исповедь»
(400)***, где отражены все философские идеи Августина. Кроме того, им были написаны: «О
Троице» («De Trinitate») (400-416) — трактат, богатый не только теологическим, но и
философским содержанием; «О Книге Бытия буквально» («De Genesi ad litteram»),
представляющей собой основной источник для исследования космологии Августина;
обширный труд «О Граде Божием» («De Civitate Dei») (413-426), особенно важный с точки
зрения теологии истории Августина, однако к
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|