|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 91
В результате последовательных умозаключений Халкидий вынужден отбросить
аристотелевское определение души как формы тела. Он очень хорошо знает это учение и
подробно его излагает; но принять его означает для Халкидия признать душу формой по
рождению, то есть посредницей между бытием Идеи и небытием материи, короче, простой
акциденцией тела, подверженной разрушению и уничтожению, как само тело. Истинная
природа души — это не форма, а духовная субстанция, наделенная разумом: est igitur anima
substantia carens corpore, semetipsam movens, rationabilis*. Влияние Халкидия, а также
Макробия, Немесия и других отдалило тот момент, когда аристотелевское определение
души стало приемлемым для христианского сознания.
Аналогичные тенденции проявляются в творчестве Мария Викторина (ум. около 363),
который известен по прозвищу «Афр» («Африканец»), данному ему для отличия от других
писателей с тем же именем**. Он родился около 300 г. в проконсульской Африке, около 340 г.
отправился в Рим преподавать риторику и вел там активную полемику с христианами.
Около 355 г. он, к удивлению многих, обратился: Марий Викторин принял христианство
благодаря чтению Писания, предпринятому ради полемики с ним. До нас дошла небольшая
часть его сочинений, посвященных самым разным предметам: грамматике, диалектике,
риторике, экзегезе и теологии. Сохранились его комментарии к Посланиям к галатам,
филиппийцам, ефесянам, а также значительные теологические трактаты «О рождении
божественного Слова» и «Против Ария» (в четырех книгах).
Еще до обращения Марий Викторин перевел на латинский язык «Эннеады» Плотина;
именно по этому переводу с неоплатонизмом познакомился Августин, и результат этого
хорошо известен. Признавая большую роль, которую Викторин сыграл в этом качестве в
формировании августинианства, не следует забывать и о его личном вкладе в полемику
против ариан.
Марий Викторин нашел достойного противника в лице арианина Кандида, посвятившего
ему свой значительный труд «О божественном происхождении», где с образцовой четкостью
показаны все несокрушимые барьеры, на которые наталкивается чистый философ в связи с
тайной рождения Бога Богом. Из него также ясно видно, что применительно к
христианскому понятию Бога как абсолютного бытия, если при этом бытие отождествляется
как и у Платона, с неизменным и непорожденным, догмат рожденного Бога для этих
философов заключает в себе непреодолимые противоречия. Чтобы понять эту контроверзу,
следует обратиться к тексту принципиальной важности из «Тимея» (27 d): «Что есть вечное,
не имеющее возникновения бытие, и что есть вечно возникающее и никогда не сущее?»***
Если Бог есть бытие, то Он не может быть порожден; однако утверждают, что Слово
порождено; значит, оно не бытие, и значит, оно не Бог. Эта позиция, с которой мы уже
сталкивались у Евномия, во всех своих аспектах воспроизводится у Кандида, который
излагает ее с незамутненной рассудительностью человека, не выходящего за пределы
логической очевидности. Всякое порождение есть изменение или же: все, что божественно,
то есть и Сам Бог, неизменно. Но Бог, который есть Отец всего сущего, есть также
первопричина всего. Следовательно, если Он — Бог, Он неизменен и неподвижен. Или же:
неизменное и неподвижное не порождает и не порождено. Если это так, то Бог не рожден.
Именно это утверждает Кандид, заявляя с помощью множества сильных аргументов, что
нельзя мыслить ничего, что было бы
93
2. Латинский платонизм TVвека
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|